Евразийская экономическая комиссия намерена добиться права решать спорные вопросы через суд ЕАЭС

Проблемы оперативного реагирования

Евразийская экономическая комиссия намерена добиться права решать спорные вопросы через суд ЕАЭС



Сергей САВОСТЯН, заместитель начальника Отдела организации мониторинга и судебно-правовой работы Правового департамента Евразийской экономической политики
Главной причиной, по которой нельзя тянуть с гармонизацией национальных законодательств стран — участниц интеграционных объединений,  является наличие массива проблем, с которыми в одиночку не справляются даже крупные державы. Все чаще кризисные явления имеют глобальный характер — в силу взаимозависимости экономик множества стран. Это подталкивает их к созданию эффективных механизмов международного сотрудничества и выработки решений.

Причем статус действующих международных организаций, таких как ООН, ВТО и многих других, выработать и принять такие решения не позволяет.

Основная цель создания Россией, Беларусью и Казахстаном Евразийского экономического союза — обеспечение скоординированного и единого подхода к регулированию экономических отношений. Предыдущие этапы интеграции, а именно взаимодействие в рамках Единого экономического пространства, Таможенного союза стали своеобразной ступенью на пути к ЕАЭС.

Впервые появились постоянно действующие органы наднационального регулирования — Комиссия Таможенного союза и в дальнейшем созданная на ее базе Евразийская экономическая комиссия. Этот этап исключительно важен, особенно с учетом принципиального изменения правового регулирования. Наряду с формами международных договоров, а также решениями глав государств и правительств появляется значительный пласт правовых норм, содержащихся в решениях постоянно действующих наднациональных органов. Они имеют важное свойство — оперативность. Они принимаются без промедления и в случае необходимости быстро могут корректироваться. Взаимозависимость государств — членов Союза и их согласие соблюдать общие правила, закрепленные в международных договорах и принятые в пределах полномочий наднациональными органами, не только не ослабляет устойчивости национальных экономик, но и позволяет противостоять общим вызовам и кризисным явлениям.

В соответствии с Договором о ЕАЭС Беларусью, Россией и Казахстаном был учрежден экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики. В рамках Союза у нас осуществляется единое таможенное, таможенно-тарифное и техническое регулирование. Проводится согласованная политика в области обеспечения единств измерений, санитарно-карантинных мер и ряде других сфер.

Одна из функций Евразийской экономической комиссии — мониторинг исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений Комиссии. Основная цель — это оценка и подготовка предложений по совершенствованию права ЕАЭС. Мониторинг нельзя рассматривать как некий наднациональный контроль. Его проведение в первую очередь позволяет выявить проблемные места, препятствующие эффективному правовому регулированию, добиться гармонизации законодательств.


Наряду с созданием ЕАЭС на постсоветском пространстве существуют и другие интеграционные проекты. Это СНГ, ОДКБ, Союзное государство. В отличие от них евразийский интеграционный проект наделен правовой возможностью управления процессами исполнения международных договоров и решений, принятых в рамках евразийской интеграции. В случае установления обстоятельств, когда одно из государств-членов их не исполняет, коллегия ЕЭК вправе уведомить и посодействовать, чтобы были приняты надлежащие меры по гармонизации национальных законодательств и исполнению всех необходимых требований. С 2012 года ЕЭК направила восемь таких уведомлений. Например, согласно ст. 28 Договора о ЕАЭС в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не могут применять ввозные и вывозные таможенные пошлины и прочее.

В то же время при проведении мониторинга установлено, что согласно Налоговому кодексу Казахстана при вывозе угля из республики на территорию других стран Таможенного союза взимается рентный налог, что не отвечает правилам договора.

Именно мониторинг позволяет обеспечить обратную связь и отследить, насколько то или иное государство соблюдает возложенные на себя обязанности в связи с участием в интеграционном проекте. К сожалению, страны при формировании модели ЕАЭС не пошли по пути наделения Союза дополнительными механизмами принуждения к исполнению международных обязательств. Более того, со вступлением в силу Договора о ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия оказалась лишена полномочий по обращению в суд ЕАЭС с заявлением о неисполнении стороной договора.

Наличие эффективной международной организации в ЕАЭС, способной в случае необходимости на использование судебно-правовых мер воздействия за невыполнение тех или иных обязательств, — вот что соответствует национальным интересам всех членов Союза. Сейчас ЕЭК проводит работу по подготовке предложений по уточнению полномочий на проведение мониторинга международных договоров в рамках Союза и решений органов ЕАЭС, а также по закреплению права Комиссии на обращение в суд ЕАЭС.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter