Проблемные должники. Как быть с ними?

Хозсуд Могилевщины о работе с проблемными должниками

Ответ и на этот вопрос содержится в интервью, которое дал корреспонденту «Р» председатель Хозяйственного суда Могилевской области Виктор БОГУСЛАВСКИЙ (на снимке).

— Какой результат, Виктор Валерианович, применительно к возглавляемому вами суду дают реформы, которые проводятся в хозяйственном судопроизводстве?

— Вполне устойчивый, оптимистический результат. Хотя и 2012 год для Хозяйственного суда Могилевской области был сложным и напряженным, как, впрочем, и все предыдущие годы. Приказное производство в хозяйственном процессе стало массовым и единственным способом взыскания бесспорных долгов на любые суммы, от самых мелких до громадных. Сумма, за взысканием которой стороны обратились в минувшем году в порядке приказного производства, в три раза увеличилась по сравнению с 2011 годом и составила более 1 триллиона рублей.

В большей степени мы определились с проведением процедуры примирения в исковом производстве. С учетом снижения количества дел в исковом производстве уровень проведения примирительных процедур остался между тем таким же, как и год назад. Вместе с тем их эффективность в деле решения спорных проблем стала значительно выше.

Внедрение приказного производства и примирительных процедур в значительной степени повлияло на сокращение дел в исковом производстве (почти в два раза). Однако это не дало значительного облегчения в работе. Существенно повысилась сложность рассматриваемых судом споров, получили распространение дела по крайне редко встречавшимся ранее правоотношениям. Таким, например, как корпоративные споры. Практически ни одно дело о строительном подряде не может быть рассмотрено без проведения различного вида экспертиз. На прежнем уровне остается количество и высокая сложность дел об экономической несостоятельности (банкротстве). Количество дел об административных правонарушениях также несколько снизилось, однако по сложности они стали на уровень дел искового производства и требуют к себе повышенного внимания.

В условиях повышения сложности рассматриваемых дел пришлось решать проблему обеспечения соответствующего качества судебных постановлений. В первую очередь по причине недостаточной практики их рассмотрения, причем не только на уровне нашего суда.

На наш суд пришлось большое количество корпоративных споров таких предприятий, как ОАО «Веснянка», ОАО «Красный пищевик», ООО «Славутич», с участием акционеров-граждан. Давали о себе знать проблемы инвесторов затянувшегося строительства торгового центра «Панорама» и «Инвест-систем» и другие.

— И как это сказалось на исполнении судебных постановлений?

— Исполнительное производство — завершающая стадия хозяйственного процесса, на которой выясняется, может ли государство посредством своих инвесторов обеспечить исполнение законов и принятых на их основе судебных решений. Результаты работы службы судебных исполнителей в 2012 году показали, что по сравнению с предыдущим годом произошло сокращение возбудительных исполнительных производств, некоторое увеличение исполнительных производств. На уровне 73 % стабилизировалось реальное исполнение, а завершение производств актом о невозможности взыскания составило 16,3 %.

На протяжении всего минувшего года перед службой исполнения нашего суда стояла задача завершать исполнение по большему количеству производств, нежели их возбуждается. И эта задача достигнута. Исполнено почти на 1000 производств больше, чем возбуждено. Успешное решение задачи своевременного и полного исполнения судебного постановления в рамках исполнительного производства во многом зависит от правильного выбора тех или иных способов взыскания по судебным постановлениям, т.е. исполнительных действий принудительного характера.

— Наверное, уже уместно говорить о применении определенных исполнительных технологий?

— Выбор конкретных исполнительных технологий, применяемых к конкретному должнику, в значительной мере зависит от специфики его хозяйственной деятельности.

Одной из наиболее специфических и массовых категорий должников являются сельскохозяйственные предприятия, и такая закономерность наблюдается уже на протяжении многих лет. Это обстоятельство повлекло за собой пристальное внимание службы судебных исполнителей к разработке методик принудительного исполнения судебных постановлений такой категорией должников.

Практика подсказала два наиболее приемлемых, эффективных, распространенных метода взыскания долгов с сельскохозяйственных предприятий. Прежде всего это обращение взыскания на денежные средства, причитающиеся должнику от третьих лиц, как правило, переработчиков сельскохозяйственной продукции, в соответствии со ст. 375 ХПК. Второй путь — наложение запретов на совершение расходных операций по текущим (расчетным) счетам должников в банке.

Наряду с этими используются и другие исполнительные действия, предусмотренные законодательством, однако чаще всего они не приносят ощутимого результата.

— Почему же?

— По целому ряду причин. Во-первых, обращение взыскателя на имущество должника путем наложения ареста и последующей реализации данного имущества малоэффективно и порой нецелесообразно. Как показала практика, наиболее ликвидным имуществом сельхозпредприятий являются транспортные средства и сельскохозяйственная техника. Однако эти основные средства принимают непосредственное участие в процессе производства сельскохозяйственной продукции. Их реализация негативно может сказаться на дальнейшей деятельности должника и в то же время не решит проблемы уменьшения общей задолженности конкретного сельскохозяйственного предприятия, учитывая динамику роста количества исполнительных производств и сумм, подлежащих взысканию.

Во-вторых, налагать арест на объекты недвижимости также нецелесообразно ввиду их неликвидности, отдаленности от центров (области, районов). В-третьих, обращать взыскание на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах такой категории должников, также нецелесообразно. В связи с наличием на расчетных счетах картотеки.

Учитывая, что все денежные потоки сельхозпредприятий находятся под контролем рай- и облсельхозпродов и их движение планируется и регулируется, мы придем к решению о взыскании десяти процентов от подлежащих перечислению на расчетные счета должников денежных средств, включая авансовые платежи, платежи по договорам перевода долга за них, по договорам уступки правотребования. Сумма больше 10 процентов не позволяет полноценно вести хозяйственную деятельность должнику, а меньшая — недостаточна для полного и своевременного исполнения судебного постановления.

Такое решение о направлении десяти процентов доходов организаций-должников закреплено соответствующими документами облисполкома и позволяет в предельно возможные сроки завершать исполнительные производства о взыскании долгов с сельхозпредприятий, не нарушая нормального ритма производства.

В 2012 году из 4450 производств на сумму в эквиваленте 210 млрд. руб. о взыскании долгов с сельхозпредприятий завершено 2889 на сумму 116 млрд., причем в большинстве реально.

— Проблемные должники «произрастают» не только в сельской местности…

— Вы правы. К проблемным должникам в некоторых случаях относятся торгующие организации частной формы собственности. Проблема прежде всего заключается в том, что, имея долги на исполнении в службе судебных исполнителей, такие организации не прилагают никаких усилий к их погашению. Более того, осуществляя торговую деятельность, пропускают денежные потоки по каналам, которые не могут быть отчислены судам.

К таким организациям применяется весь арсенал исполнительных действий, предусмотренный ст. 351 ХПК Республики Беларусь. В частности, это обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банке. Обращение взыскания на наличные денежные средства должника. Принятие мер по установлению местонахождения имущества должника. Истребование от должностных лиц субъектов хозяйствования необходимой информации, устных или письменных объяснений. Принятие мер к аресту, оценке и реализации имущества должника при его обнаружении. Запрещение должнику и иным лицам совершать препятствующие исполнению действия в отношении его имущества и денежных средств. Например, на совершение расходных операций по текущим (расчетным) счетам должника.

Может дать результат и запрещение органам, осуществляющим государственную регистрацию имущества, совершать регистрационные действия в отношении имущества должника, а также передача его имущества в счет погашения долга взыскателю. Реализация имущества должника применяется как последняя мера, направленная на исполнение судебного постановления, если исчерпаны все возможности погасить долг денежными средствами.

Как крайняя мера в отношении должников — торгующих организаций в таких случаях применяются изъятие и реализация в счет погашения долга кассовых аппаратов. Если должник имеет доходы, но какими-то способами скрывает их, то в случае изъятия кассового аппарата он лишается всякой возможности работать и фактически должен прекратить свою деятельность либо легализовать доходы и оплатить долги.

Специфической категорией должников являются индивидуальные предприниматели. В отношении тех из них, кто всяческими путями не желает исполнять судебные постановления, применяется комплекс тех же мер, о которых я только что говорил. Кроме того, в отношении ИП применяются запреты на выезд за пределы страны и др.

— Какую же цель ставит перед собой Хозяйственный суд Могилевской области, работая с такими вот проблемными должниками и не только с ними?

— Применяя весь арсенал способов исполнения судебных постановлений, мы намерены в первой половине этого года завершить возбужденные в 2011 году исполнительные производства. Считаю, что на более отдаленную перспективу именно один год может стать предельным сроком исполнения. При наработанных сегодня технологиях исполнения это вполне возможно осуществлять. Подготовка предложений о реформировании службы судебных исполнителей и создании единой с общими судами службы, которая проводится в последнее время, считаю, не должна повлиять на результаты работы в нынешнем году. Скажу больше: это может даже стимулировать совершенствование способов и методов исполнения.

В то же время не хотелось бы, чтобы опыт, наработанный нашим судом, в целом службой судебных исполнителей хозяйственных судов Беларуси, в ходе возможных реформ был утрачен и мы в деле исполнения вернулись к положению конца 90-х годов. Говорю об этом потому, что такая опасность существует.

-----------------------------------------

Языком цифр и фактов

На фоне уменьшения количества дел, рассмотренных в минувшем году хозяйственными судами страны, цифра исполненных производств уменьшилась незначительно. При этом зафиксировано превышение на 10 % количества исполненных производств по сравнению с возбуждением. Во всех хозяйственных судах Беларуси снизились остатки исполнительных производств (более чем на 15 %). С 63 до 68 % возрос за год показатель реального исполнения. Незначительно (на 2,6 %), но все же уменьшилось количество исполненных производств, возращенных с актом о невозможности взыскания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter