Проблема в корне

Леса занимают около 40 процентов территории Беларуси. А древесина – важный экономический ресурс, который нужно эффективно использовать

Леса занимают около 40 процентов территории Беларуси. А древесина – важный экономический ресурс, который нужно эффективно использовать. Она обладает большим экспортным потенциалом. В Европе увеличивается спрос на экологически чистые деревянные стройматериалы, но лесов там почти не осталось, за исключением заповедников. Какова перспектива валютных доходов у белорусских ельников и дубрав? Об этом говорили на итоговой коллегии Министерства лесного хозяйства.

В целом предприятия Минлесхоза в прошлом году сработали хорошо. Глава этого ведомства Петр Семашко озвучил основные показатели по отрасли. За 2006 год собственные доходы лесного хозяйства увеличились на 9 % и составили 157,3 миллиарда рублей. Одновременно улучшились белорусские ельники и дубравы. За прошлый год произвели лесовосстановление на площади 53 тысячи гектаров, заготовили 280 тонн семян древесных пород, в 1,64 раза превысив плановый показатель, а по выращиванию в питомниках стандартного посадочного материала – в 1,2 раза. В 10 раз уменьшилась площадь еловых лесов, потерявших биологическую устойчивость и требующих сплошных санитарных рубок. Также успешно развивал Минлесхоз и сельскохозяйственные филиалы, и охотничьи хозяйства, производство продукции побочного лесопользования. 

По объемам заготовки древесины по всем видам рубки организации министерства перевыполнили план на 12,7 %. Выполнено задание и по заготовке древесного топливного сырья – около 1,2 миллиона тонн условного топлива, или 4,5 миллиона кубических метров дровяной древесины. Произведено промышленной продукции на сумму 334,8 миллиарда рублей (рост составил 9,6 %). Положительное внешнеторговое сальдо — 86,7 миллиона долларов. 

Но при столь благоприятных макроэкономических показателях у Минлесхоза есть одно слабое звено – деревоперерабатывающие цеха. Более 120 таких производств принадлежит лесхозам. Основная их проблема — изношенные и устаревшие производственные фонды. Некоторое время и такая продукция обладала приемлемой рентабельностью, но во многом лишь благодаря дешевому сырью. Понятно, что древесина для «своих» производств получалась дешевле, чем для «независимых» деревопереработчиков. Но с этого года все производители волевым государственным решением подведены под один знаменатель. Цена сырья теперь рыночная для всех: и для цеха лесхоза, и для лесопилки, находящейся в коммунальной собственности, и для частного предпринимателя. 

Как отмечают эксперты, и белорусские, и российские, самый низкодоходный сегмент в деревообработке – заготовка древесины. Ее рентабельность – 3—10 %, дальше идет первичная переработка – 10—15 %, производство пиломатериалов – около 20 %. Самое выгодное – это глубокая обработка древесины, рентабельность которой может достигать 40 % и даже выше. Правда, последний сегмент требует и наибольших инвестиционных вложений. Поэтому большинство белорусских предпринимателей и государственных лесхозов остановились на первичной обработке. Кстати, приведенные цифры рентабельности, как отмечают специалисты, в некоторой степени декларативные: реально доходы от деревообработки при хорошо поставленном производственном процессе могут быть в 1,2—1,5 раза больше. 

Опыт мировой практики показывает: деревоперерабатывающее предприятие становится наиболее эффективным при организации полного производственного цикла от рубки леса до выпуска изделий глубокой обработки. Кстати, установив энергетическое оборудование, которое работает на древесных отходах, лесопилка может полностью обеспечить свои потребности и в электричестве, и в тепле. А это значительно сокращает издержки производства. 

В этом отношении у лесхозов уже давно имеются идеальные условия для создания прибыльных производств. Но они упорно не используются. Льготные цены на сырье разбаловали лесхозы, которые долгое время не уделяли должного внимания цехам. Тем более что спрос на пиломатериалы в Европе стабильно высокий, продать их не составляет труда, ибо они фактически служат сырьевой заготовкой для тамошних переработчиков. Производство качественных строительных материалов нормированной влажности требует, во-первых, инвестиций в оборудование (необходимы качественные станки и сушильни, которые имеются только в единичных цехах да и то, как правило, устаревшие). Во-вторых, реализация готовой продукции несколько отличается от продажи балансовой древесины. В Европе спрос высокий прежде всего на сырье. Не важно, как оно называется: балансовая древесина или простейшие пиломатериалы. Рынок стройматериалов глубокой переработки и нормированной влажности отличается более высокой конкуренцией, на него необходимо еще пробиться. В Беларуси спрос на такую продукцию по объективным причинам пока невысокий. 

Именно на проблемах деревопереработки и выводе ее на стабильную рентабельность и заострил внимание заместитель премьер-министра Иван Бамбиза на итоговой коллегии Минлесхоза. Также он отметил, что более половины расходов на содержание лесных угодий – бюджетные средства. С одной стороны, затраты государства на воспроизводство леса – нормальная мировая практика. Специфика производства такова, что никто, кроме государства, не будет вкладывать средства в посадку молодых елочек, которые можно будет использовать в коммерческих целях в лучшем случае лет через 80. Но с другой стороны, заметил глава правительства, лесная отрасль обязана приносить более ощутимый доход казне. Тем более перед лесхозами открываются широкие перспективы и возможности активно участвовать в программе перехода на местные виды топлива. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter