Проблема навязла на зубах

Вы, конечно же, не отказались бы вылечить зуб, используя материал по цене не 60 у.е., как сейчас, а 18...

Вы, конечно же, не отказались бы вылечить зуб, используя материал по цене не 60 у.е., как сейчас, а 18, причем без ущерба для качества? И такая экономия стараниями наших химиков-технологов и врачей-дантистов вполне реальна. Ведь еще с 1999 года в стране налажен выпуск оригинальных стоматологических материалов. Однако купить их - проблема. Разобраться же в причинах - еще более сложно.


Продуктивный альянс


Уже к концу 90-х годов врачи и их пациенты устали от плохого качества пломб - быстро желтеющих и ненадежных. Стоматологические материалы, производившиеся в СССР, были далекими от совершенства. В общем, задачу специалисты кафедры химической технологии вяжущих материалов БГТУ поставили амбициозную - разработать свои аналоги, чтобы по эстетике и прочности не уступали импортным. И наладили выпуск 10 оригинальных материалов, защищенных патентами. "Когда мы проводили первые синтезы, нужна была обратная связь. Тут и пригодилось компетентное мнение специалистов под руководством заведующего кафедрой общей стоматологии БГМУ Николая Полонейчика. Так сначала создавалась база, а после шла доработка - совершенствование", - делится подробностями производства профессор, заслуженный деятель науки Беларуси Михаил Кузьменков.


После того как были оптимизированы физико-механические свойства состава, за дело бралась санитарно-гигиеническая служба, готовая выявить малейшую крамолу. Только после ее одобрения технические испытания очередной новинки начинались в Институте порошковой металлургии НАН. Третий - самый важный этап - клинические испытания до полугода в трех стоматологических поликлиниках. И лишь когда все "испытательные станции" дали заключение со знаком плюс, разработчики получили в Минздраве свидетельство о регистрации, дающее право изготавливать и применять у нас новацию.


Три большие разницы


Производят наши стоматологические материалы в Гродненском научно-исследовательском и проектном институте азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ГИАП). В институте, возглавляемом Александром Пелешем, к делу подошли со всей серьезностью, выделили и безупречно подготовили производственные площади. И все бы хорошо... Но живучим оказалось предубеждение: раз это наш товар, значит, уступает по качеству импорту. Побороть стереотип - что сдвинуть с места высокую гору. Но есть же цифры, факты, мнения врачей! "Вот для сравнения фотокомпозиты "Мигрофил" (Беларусь), Charisma (Германия) и Gradia (Япония), - открывает три упаковки стоматолог высшей категории доцент Галина Чистякова. - Все они полностью удовлетворяют требованиям пациентов к эстетике. Но сопоставим физико-механические свойства. У "Мигрофила" такой важный параметр, как прочность на сжатие, равен 360 МПа, у Gradia он на 15 единиц меньше, у Charisma - ниже на все 40! А ведь этот показатель говорит о стабильности формы будущей пломбы и ее долговечности".


Еще одна разработка - адгезивная система "Мигробонд". По сути, это "клей", необходимый для соединения пломбы с тканями зуба. Применяющие его стоматологи говорят: по свойствам он может конкурировать с дорогостоящими аналогами от ведущих мировых производителей.


А теперь об экономической выгоде. Давайте сравним: 1 грамм стеклоиономерного пломбировочного материала "Гиофил" стоит около 2.620 рублей, его же японский собрат Fuji обойдется в 50.600 рублей. То же количество белорусского "Аквадента" можно купить за 1.910 рублей, российский аналог - за 3.000, японский - за 21.650. И если наш материал для пломбировки корневых каналов "Рутсил" облегчит кошелек на 206.100 рублей, то американский ProRoot MTA - на все 660.000. И при этом главные врачи поликлиник, профессора, доценты заявляют: "Мы работаем с белорусскими материалами, потому что уверены в их высоком качестве и надежности". "Например, цемент "Рутсил" обладает прекрасной биосовместимостью с тканями зуба. Это значит: в большинстве клинических случаев пациент не будет испытывать боли после лечения корневых каналов, - вводит в курс дела врач-стоматолог высшей категории Татьяна Манак. - Почему тогда американский аналог так дорог? Так ведь приходится платить за брэнд!" К слову, к концу года в Гродно начнется производство "Рутсила"...


Купить негде


Закон маркетинга: создать товар - одно дело, продвинуть его на рынок, продать - много сложнее. Очень уж велика конкуренция. "Но по каким-то причинам минское, а также областные витебское и гомельское представительства "Белмедтехники" заниматься этим не желают. Игнорируется продвижение многообещающей отечественной продукции. В то время, когда столько говорят об импортозамещении! В итоге ГИАП вынужден напрямую связываться со стоматологическими поликлиниками и продавать свой товар", - удручен сложившейся ситуацией Михаил Кузьменков. Но ведь разработка и внедрение белорусских стоматологических материалов предусматривались сразу несколькими государственными научно-техническими программами. А на выходе? Нереализованная продукция и невозможность для пациентов получать качественную стоматологическую помощь по приемлемым ценам.


"Поликлиники не могут закупить белорусские материалы по той лишь причине, что они недоступны. При этом "Белмедтехника" предлагает российскую или украинскую продукцию, которая уступает нашей по свойствам и эстетике. Конечно, импортные материалы на рынке также должны быть представлены, но мы за честную конкуренцию. Если в частном кабинете пациент готов платить за материал 60 евро - пожалуйста. Но большинство людей не имеют такой возможности. Нужна альтернатива", - рассуждает о деловой стороне вопроса Татьяна Манак. Кстати, ГИАП готов вложить 200 тысяч российских рублей, чтобы провести сертификацию белорусских цементов в России и начать масштабный экспорт своих товаров. Здесь очевидно: если бы гродненцы не были уверены в их конкурентоспособности, не рискнули бы потратить круглую сумму.


Конкурс и здравый смысл


Но вот же интересно! Заместитель гендиректора "Белмедтехники" Виктор Козлов говорит, что ничего не слышал о предприятии ГИАП и о его продукции. По его словам, она ни разу не выставлялась на конкурсные торги, гродненские производители никогда о себе открыто не заявляли. "Это не значит, что перед нами должен кто-то плясать. Пора отказаться от старых принципов тихого ожидания", - точка зрения Виктора Михайловича.


Меж тем у заведующего лабораторией физико-химических исследований и синтеза материалов ГИАП Юрия Изобелло другая информация: "В марте прошлого года предприятие принимало участие в конкурсе БелМТN330/12-ОК "Материалы для ортопедической стоматологии, материал пломбировочный и инструменты стоматологические для организаций здравоохранения Беларуси". Через полгода мы получили уведомление о том, что конкурс выиграли. Но "Белмедтехника" отказалась работать с нами по стопроцентной предоплате, требуя отсрочку платежа в течение 60 дней. Что касается реализации стоматологических материалов через торговые точки "Белмедтехники" Гродненской, Брестской и Могилевской областей, то сейчас это не более 15 процентов нашей продукции, а Витебский и Гродненский филиалы перестали заниматься этим около двух лет назад". При этом технологи и врачи руки не опускают. Работа движется дальше. В ближайших планах - создание нового пломбировочного материала химического отверждения. Попадет ли он в список топ-продаж или снова будет ждать потребителя, как у моря погоды, - вот в чем вопрос...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter