«Пробьемся, прорвемся»

Вахтанг Кикабидзе - о Беларуси и Грузии, кинематографе и семье

Первым из почетных гостей в фестивальный Минск приехал Вахтанг Кикабидзе

В этом месяце у Вахтанга Кикабидзе довольно напряженный гастрольный график. Но, как говорит сам артист, так уж счастливо сложилось, что у него оказалось несколько свободных дней, и он с удовольствием принял приглашение заглянуть в белорусскую столицу на 17-й Минский Международный кинофестиваль «Лiстапад». С журналистами народный артист Грузии, знаменитый киноактер, сценарист, режиссер и певец побеседовал в фестивальном пресс-центре Дома кино.

О Беларуси и Грузии

В Грузии очень обрадовались, что я лечу в Беларусь. Я и сам рад, что снова попал сюда. Последний раз был лет 7—8 назад. А раньше, во времена «серпа и молота», часто приезжал. И с Владимиром Мулявиным, с «Песнярами» очень дружил. Сейчас вот приехал и не сразу узнал Минск, так изменился город в лучшую сторону, так все здесь красиво, чисто. И пусть так продолжается.

Я всегда считал и сейчас считаю, что Беларусь — страна концертная, театральная. А уж если здесь проводят кинофестиваль, что сделать очень непросто, значит, жизнь в стране налаживается.

Сегодня и в Грузию приезжает много гостей. Помню, мама моя покойная, когда в нашей стране начались неприятности, говорила, мол, наверное, никто к нам уже не приедет. Но время — такая штука, все расставляет по своим местам. И я знаю, что все хорошо будет. Мне нравится это выражение в русском языке: «пробьемся, прорвемся».

О кинематографе

На территории бывшего СССР киноискусство деградирует, к сожалению. Появилось много частных студий, людей, которые считают, что они знают все лучше, чем профессионалы. Когда меняется система жизни, появляются большие финансы, забывают тех людей, которые делали искусство – режиссеров, сценаристов, композиторов. СССР всегда славился сильными командами кинематографистов. Эти люди живы, но они не умеют ходить и просить денег у банкиров и потому, к сожалению, сидят сейчас без работы, как, например, Георгий Данелия.

А то, что я теперь вижу на экране, мне, как правило, не нравится. Дома, когда прихожу, сразу выключаю все эти фильмы, в которых по 20 серий про мафию, проституток, воров. Правда, стали уже появляться неплохие сериалы, снятые по литературным произведениям. Например, несколько лет назад я с удовольствием смотрел «Идиота» по Достоевскому.

Вообще, думаю, постепенно все наладится. Таланты же рождаются – это от Бога. И все равно появятся молодые люди, которые придут к настоящей литературе, к хорошим сценариям.

О «Мимино»

Представляете, приехав в Минск, я в своем гостиничном номере включил телевизор, а на каком-то канале «Мимино» показывают!

Смотрел и хохотал, будто впервые видел. Удивительная, нестареющая картина. В последнее время она очень продаваемая стала. Почему? Это не комедия, а философский фильм. В этой истории есть «фишка», которая беспокоит всех людей. Суть ее в том, что каждый человек должен быть у себя дома, на своем месте, там, где он нужен. Хорошо жить все хотят, но кто-то же должен вертолет водить, товар привозить, корову перевозить, соседу помогать. Вот об этом картина.

Знаете, мне подарили изданный диск, он продавался, где были записаны все цитаты из фильма «Мимино». И первая из них — «Вы почему кефир не кушаете? Не любите?». Когда друзья звонят мне и хотят спросить, куда я запропал, говорят: «Ты почему кефир не кушаешь? Не любишь? Почему не приходишь?»

О семье

У меня одна жена, трое детей и трое внуков. Старшему внуку 30 лет, среднему — 25 и младшему — 15. Они очень хорошие ребята. Вот только одни мужики в доме. Очень девочку хотели. Теперь на внуков надежда.

Свою семью я очень люблю. Вообще, семья очень многое решает в жизни человека. Ведь ребенок рождается чистый – не плохой и не хороший. Это потом его делают семья, общество, и получается тот или иной «продукт».

У нас в доме всегда демократия была. Все, что происходило, дети знали. Всегда первыми моими советчиками были домочадцы и до сих пор остаются. Все секреты дети мне рассказывали. И я не помню такого, чтобы кто-то из них требовал купить ему джинсы или машину. Вы сейчас поймете, о чем я.

Более 30 лет назад был такой случай. Я первый раз поехал в Израиль и взял с собой сына, ему было тогда 16. Пришли мы к Стене Плача, где верующие люди пишут письма Богу. И вдруг вижу: мой сын тоже что-то написал и положил. Думаю, о чем же он просит у Бога? Согрешил, достал эту бумажку. А там написано: «Господи, помоги моей стране». У меня горло перехватило. Тогда я понял, что у меня хорошие дети растут.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter