Пробелы памяти

"1 июля у меня умер отец Григорий Васильевич Дайнеко, который жил в деревне Малое Стахово Борисовского района и работал в Бытчанской базовой школе, - пишет Раиса Карпович из Борисова.
"1 июля у меня умер отец Григорий Васильевич Дайнеко, который жил в деревне Малое Стахово Борисовского района и работал в Бытчанской базовой школе, - пишет Раиса Карпович из Борисова. - Здесь он учительствовал 35 лет - с первого до последнего дня своего трудового стажа. Поэтому в день его смерти я позвонила в школу и сообщила, что похороны будут завтра. Но никто из коллег отца так и не пришел проводить его в последний путь..."

Письма похожего содержания не так уж редки в редакционной почте. И почти у всех этих обид один корень - беспамятство, забывчивость, чем, увы, так грешат люди.

Говорят, обижаться - глупо и бессмысленно, на обиженных, мол, воду возят. Но что делать, если зацепило по-настоящему? Вот и Раиса Григорьевна, может быть, не стала писать в газету о том, что на похороны ее отца не пришел никто из его коллег - это пол-обиды. А вот то, что ее попытались уличить во лжи, это уже, как говорится, - шок по-нашему. Вот как все выглядело: "Отдел образования Борисовского райисполкома сообщает, что факты, изложенные в устном обращении гражданки Дайнеко (девичья фамилия Раисы Карпович. - В.М.), не подтверждаются. 1 июля 2003 года сообщение о смерти Г.В.Дайнеко по телефону в Бытчанской БШ приняла дежурная уборщица служебных помещений, которая проинформировала директора школы Островскую Наталью Михайловну через несколько дней. Из-за отсутствия своевременной информации никто из педагогов школы не мог присутствовать на похоронах Г.В.Дайнеко". Повод, что и говорить, "уважительный".

У Любови Трофименковой из деревни Боричевичи Пинского района, слава Богу, все живы-здоровы. Но женщину тоже гложет обида. "Мне всегда казалось, что у меня есть "вторая семья" - коллектив СПК "Боричевичи". Ведь на работе каждый проводит больше времени, чем дома. Там и праздники вместе отмечали, и дни рождения, - написала Любовь Ивановна. - Но как только меня сократили, бывшие товарищи тут же забыли о моем существовании. Никто не поздравил с днем рождения, и на День работников сельского хозяйства всем были вручены памятные подарки, а я осталась ни с чем, хотя состою в кооперативе. Дело не в подарках или поздравительной открытке, обидно, что за 21 год работы я не удостоилась ни сочувствия, ни памяти".

Думаю, уместно задаться вопросом: есть ли смысл искать в таких ситуациях виновников? И что с ними делать? Наказывать, корить, вменять в обязанности, взывать к совести? А, простите, с какой такой стати, оскорбится "виноватый", и будет прав. С моральной точки зрения, не проводить в последний путь коллегу, с которым бок о бок десятки лет работали в одном коллективе, вычеркнуть из жизни и памяти напарника по цеху, который вышел на пенсию или по грустному стечению обстоятельств попал под сокращение, - по меньшей мере, некрасиво. Но ни один закон здесь не нарушен, ничего противоправного, за что можно было бы призвать к ответственности, "забывчивые" люди не совершили. Нельзя кого-то заставить любить, уважать, понимать, оберегать от тревог и волнений другого человека. Тогда зачем сотрясать воздух своими обидами? В конце концов, судить человека по его морально-этическим поступкам может только одна инстанция - его собственная совесть. Проще говоря, тот, кто однажды нехорошо поступил с другим, но этого не понял и не принял, осознает свою ошибку, когда сам окажется в подобной ситуации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter