Можно ли доверять строительным бригадам "в тени" ?

Про ремонт и другие неприятности

Намедни в «Р» была публикация про ремонты квартир. Тема благодатная, интересная всем и легкая в реализации — мало кто не сталкивался с этим явлением: поколения уже возмужали под грохот перфоратора в доме, строительные супермаркеты и рынки растут как грибы после дождя. А специальность «отделочник широкого профиля» — ну, тот самый, который все «под ключ», — стала массовой и хорошо оплачиваемой. Отдельные ее представители, ранее именуемые шабашниками, сбиваются в строительные бригады. Министерство по налогам и сборам насчитало таковых в стране свыше тысячи. Правда, не все они поддаются учету, так как многие работают в «тени».



А почему и зачем эти самые ремонты люди затевают, как-то обсудить не удосужились. Наверное, можно выделить объективные причины. Давно боролись новоселы за сдачу квартир без отделки и победили. С одной стороны, оно, конечно, дешевле, не надо сначала платить, а потом демонтировать то, что не по нраву пришлось, легче под себя гнездышко обустроить. С другой — хлопот потом полон рот: зачастую в новой квартире один лишь унитаз и присутствует. Хорошо еще, окна вставляют. Возводят же дома так, будто строители максимально стремятся обеспечить фронт работ тем коллегам, которые придут следом исправлять их косяки. Суровая жизненная необходимость привести бетонную коробку до состояния комфортного жилья — мощный стимул для новосела окунуться в ремонт с головой. Плохо, что государство оказалось лишним на этом большом празднике отделки — много, очень много умельцев работают за «черный» нал, не зная, как платить налоги.

Во-вторых, научно-технический прогресс не стоит на месте: постоянно появляются новые материалы, технологии. И, соответственно, мода на них. Было время, когда к слову ремонт непременно добавляли приставку «евро», как знак того, что применяются материалы и технологии только из этой части планеты.

Стремление жить лучше, с удобствами искони присуще человеку. Как начал homo sapiens пещеру обустраивать, так до сих пор остановиться не может. Сегодня возможности для этого не просто широкие, они необъятные. Лимитирует их только содержимое кошелька да кредитоспособность, которая определяется уровнем доходов. Совершенно понятно: за хорошее надо платить, и довольно дорого. Знаю семью, в которой себя во многом ограничивают: они затеяли ремонт в квартире. И ладно бы дом начал рушиться, штукатурка на голову падать. Однако в квартире все в полном порядке — можно жить и не тужить, еще не одну пятилетку лишь паутину с углов сметать да лоск на пол наводить. Но кто не слышал вариации на тему «Сказки о золотой рыбке»: «У всех подвесные потолки, а у нас нет... У всех натяжные, а у нас... Стыдно родню в гости пригласить». И другие подобные аргументы. Такая вот ярмарка тщеславия, желание не ударить в грязь лицом, неукротимое стремление переплюнуть соседей. Зачастую оно приобретает гипертрофированные размеры, и в результате появляется Версаль в отдельно взятой хрущевке. А чё? Знай наших! Не хуже людей живем! Цена вопроса при этом уходит на второй план...

Как-то незаметно произошла подмена понятий, когда средство — ремонт в квартире для создания комфортных и удобных условий для жизни — становится ее целью и смыслом, показателем, что жизнь удалась. Его стремятся провести, надрывая свои финансовые возможности, влезая в кредитную кабалу. Потом, чтобы выплатить кредит, семья сидит на картошке, бананы относит к редким лакомствам. Зато можно похвастаться перед родней, соседями и коллегами дорогим ремонтом. 

Или, как вариант, новой машиной из салона. Ведь если брать машину, то никак не скромную малолитражку, экономичную, дешевую в обслуживании, как раз по своим доходам. А непременно крутой джип или модель бизнес-класса, почти лимузин, подпитывая иллюзию своего высокого социального положения в нашем обществе потребления. Экономисты, правда, полагают, что есть и позитив: стремление жить лучше — это стимул, чтобы человек не сидел у телевизора, а стремился больше работать и зарабатывать.

Складывается впечатление, что система ценностей несколько сбилась. При том, что на Западе, откуда пришли не только стройматериалы для ремонта, но и модели потребительского поведения, тренд сменился на противоположный. Там в моде скромность и экономичность, джинсы и свитера, клетчатые рубашки и толстовки, кроссовки и кеды. И там уже давно людей оценивают не по одежке, а по их способностям.

Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter