Про Ивана-колдуна

Его музыка - это сама Беларусь.
Его музыка - это сама Беларусь. Разумеется, это одно и то же в той мере, в какой музыка может быть страной, что, ясное дело, вполне возможно, когда талантливо.

Иван Кирчук старался, очень искренне пытался поднять и протащить в наш современный мир музыкальное наследие древней Беларуси. Он ездил в частые экспедиции по деревням, где бабки и дедки с десяти утра до часа ночи пели ему белорусские народные песни без остановки. На старинные мелодии и песни Кирчук извел километры пленки, изучал архивы научных фонолабораторий. Белорусская аутентичная музыка сотни раз уводила Кирчука в состояние трансовой медитации и возвращала обратно. Между делом, а может, и параллельно с ним Иван Иванович возглавлял этнотрио "Троица". Перебирая звуки музыки всего мира, группа "Троица" выступила с фолк-проектами на 70 фестивалях в ближнем и дальнем зарубежье. В Европе нашей "Троицей" всерьез заинтересовалась голландская фирма "PAN Records" и наладила выпуск альбомов группы приличным тиражом. Во всех крупнейших музыкальных магазинах мира диски "Троицы" продаются по непривычной для нас цене - 30 евро. И все замечательно.

Но Кирчук собрал много материала подлинно белорусского, более аутентичного по подаче, чем творчество "Троицы". Ему хотелось подать наш фольклор в оригинальном виде. Чтобы звучали только традиционные белорусские инструменты: окарины, дудки, лира, смык, жалейка, чарот и др. Из Кирчука наружу, на диск просились 60 старинных песен - "отрезков мелодий" или "мантр", как называет их Иван Иванович. Так родилась сольная программа Кирчука "Наследие погибших деревень". Ею заинтересовались все те же голландцы из "PAN Records", и в 2000 году издали диск, в который вошли 30 аутентичных белорусских песен. Сольный альбом Кирчука с воодушевлением встретила старая Европа. Во-первых, она все так воспринимает, а во-вторых, там много слушают русскую народную музыку - песни, романсы и т.д. А с белорусским подлинным фольклором им не приходилось сталкиваться. Приятно было и голландцам, и венграм, и немцам, и людям из других стран принять из уст Кирчука неслыханную доселе мелодию белорусскую.

И вот на днях компания "West Records" впервые в Беларуси выпустила на CD альбом Ивана Кирчука "Спадчына загiну›шых в„сак". В магазине "Мистерия звука" состоялась презентация диска, где Иван Иванович вел себя своеобразно. Он читал почти что проповеди, играл на окарине и много вопрошал к невидимому слушателю. Или он видел нас? Не знаю точно, что чувствует человек, когда интересуется: "Почему мы не ценим наше наследие? Почему не используем информацию, которая независимо от нас передается от наших предков?" Кирчук приводил примеры чудесных исцелений от солей и мастита, рассказывал о врачебных свойствах белорусских трав, вещал, что наши традиции - очень крутые. И нам не нужны индийские обереги или восточная медицина - у нас есть все свое, только надо уметь родную землю слышать, понимать и с уважением к ней относиться.

Я вам скажу, Иван Иванович еще тот колдун и "лечит" крепко. Вернувшись домой, я как можно скорее начала прослушивать его сольный альбом. Кому не хочется узнать, что же такое наша настоящая Беларусь? И с первой песней "Не хоi козачэ" меня все так стесняло и раздражало в аутентичной музыке, в этом неизвестном мне фольклорном материале, хоть караул кричи. Взяв себя в руки, я открыла окно своей квартирки на девятом этаже и выпустила музыкальные "мантры" в исполнении Кирчука на волю, под летнее звездное небо. И только тогда, когда "Наследие погибших деревень" зазвучало в формате "open-air", признаюсь, все стало на свои места. Старинные белорусские песни - свадебные, военные и даже детские из разных времен года и разных обрядов - мне лично помогли "вкуриться" в тему: "Почему же все-таки в гостях хорошо, а дома лучше". Думаю, потому, что дома - все есть. Даже своя музыка. Супер.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter