"У бизнеса будут четкие и стабильные правила". Что изменит Таможенный кодекс ЕАЭС?

Про движение товаров

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран САРКИСЯН специально для «Р» разъяснил новации вступившего в силу Таможенного кодекса
С начала года в странах Евразийского экономического союза вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС – основополагающий свод правил регулирования внешнеэкономической деятельности для всех стран «пятерки». Это один из главных итогов совместной работы в прошлом году и одновременно наиболее ожидаемое событие наступившего года. Специально для «Р» наиболее важные моменты этого документа в своей статье разъяснил председатель Коллегии ЕЭК.

Тигран САРКИСЯН
Кодекс неоднократно обсуждался на уровне глав правительств, и в конце 2016 года проект утвердили президенты наших стран. Этот документ  подготовлен совместно с деловым сообществом, и в нем максимально учтена позиция евразийского бизнеса — в Таможенный кодекс ЕАЭС вошли 70% поступивших от предпринимателей предложений и инициатив.

Новый Таможенный кодекс полностью ориентирован на электронные технологии, создается в логике взаимного обмена данными и учитывает перспективу развития нормотворчества на будущее с учетом развития цифровой повестки. Это кодекс возможностей, стимулирующий в том числе внешнеэкономическую активность нашего бизнеса.

В нем заложена новая логика взаимодействия бизнеса с государством и взаимного обмена данными. Фундаментальные элементы, которые нашли отражение в кодексе, позволят избавить участников рынка от излишних таможенных формальностей и издержек на ведение внешнеэкономической деятельности. 

Многие процессы будут автоматизированы, в том числе выпуск товаров информационными системами таможенных органов, а общение предпринимателей и таможенников сведется к минимуму. Совершение таможенных операций через интернет, так называемое «электронное декларирование», позволит сократить коррупционные риски, транзакционные издержки, ускорит работу таможенных служб и простимулирует конкуренцию сервисов этих структур. Время регистрации декларации сократится в два раза, а время выпуска товаров — в шесть раз.

Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности от необходимости представлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска информационной системы, а не сотрудника таможни.

В новом кодексе заложены стратегические нормы, которые  относятся к «таможне будущего». Основная из них — возможность совершения таможенных операций через механизм «единого окна». Предприниматели будут избавлены от необходимости подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и так далее по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно. Каждая служба сможет получать всю необходимую информацию из своей системы.

В идеале процесс перемещения товаров — от ввоза на таможенную территорию союза до выпуска в свободное обращение — должен выглядеть для участников ВЭД как один шаг — загрузка электронной декларации в систему. Чья это система, какие контролирующие органы, в каком количестве и в какой последовательности проверят за единицу времени эту информацию — участника ВЭД эти вопросы не должны беспокоить. 

Важное новшество кодекса — серьезное улучшение положения участников рынка, работающих в статусе уполномоченных экономических операторов. Этот статус смогут получить не только импортеры и экспортеры, но и все остальные участники цепи поставок товаров — перевозчики, владельцы складов, таможенные представители. Субъекты хозяйствования, претендующие на статус уполномоченного экономического оператора, смогут выбрать подходящий для своего бизнеса пакет упрощений из трех.

Мы создали документ, который будет представлять ЕАЭС на мировой арене в качестве единого субъекта, гарантирующего четкий и прозрачный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности. Предприниматели получат доступ на общий 182-миллионный рынок по единым правилам из любой страны союза. Требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования таможенными органами, например Кыргызстана, будут полностью совпадать с требованиями таможенных органов Беларуси или России. 

Кроме того, мы предлагаем бизнесу четкие и стабильные правила — такой свод норм, который позволит каждому предпринимателю заранее провести необходимые экономические расчеты с уверенностью, что правила неожиданно не поменяются, когда груз будет ввезен на таможенную территорию ЕАЭС.

Очевидно, что реализация этого документа придаст серьезный импульс стимулированию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического пространства и будет содействовать улучшению делового климата в наших странах. Поэтапное внедрение прогрессивных норм, заложенных в Таможенном кодексе ЕАЭС, даст мультипликативный эффект во многих сферах экономики союза. Уверены, что практическое применение ТК ЕАЭС обеспечит качественный рывок нашей интеграции. 

Что изменит Таможенный кодекс ЕАЭС?

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза придет на смену действующему с середины 2010 года Таможенному кодексу Таможенного союза. По оценке разработчиков, документ должен привести законодательство в соответствие с правоприменительной практикой и уровнем развития интеграции в Евразийском экономическом союзе и, самое главное, избавить участников рынка от излишних таможенных формальностей и издержек на ведение внешнеэкономической деятельности. Какие же опции станут доступны субъектам хозяйствования после вступления в силу ТК ЕАЭС?

Минимизация «человеческого фактора»

Кодекс оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Реализация этого новшества позволит выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. 


Все решения, начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров, сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Кстати, решения о проведении таможенного контроля и то, какие формы таможенного контроля будут применяться, также сможет принимать компьютер, а не человек. 

Выпуск товаров до завершения таможенного контроля

Новый документ максимально переносит таможенный контроль на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром в своих целях до завершения проверки необходимых документов. 


Расширен перечень товаров, которые можно очищать постфактум (выпуск товаров до декларирования + возможность постоплаты — предоставляется отсрочка на месяц для всех с уплатой процентов по ставке рефинансирования; отсрочка на 6 месяцев с уплатой и без уплаты процентов на товары, ввозимые в рамках госзаказов и для сельхознужд; беспроцентная отсрочка до 45 дней для уполномоченных экономических операторов; отсрочка по определению точной таможенной стоимости на ряд товаров до 15 месяцев без уплаты процентов, пеней; полугодовая отсрочка с уплатой и без уплаты процентов для товаров первоочередного значения (товары, предназначенные для ликвидации стихийных бедствий) и сельскохозяйственных нужд).

Декларирование без лишних документов

Участников ВЭД избавят от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.


Кодекс распространит систему управления рисков (СУР) на все прогрессивные нормы: отказ от представления документов, авторегистрация и автовыпуск, направление на допконтроль и так далее.

Теперь необходимо представлять только декларацию в электронном виде, заполненную в информационной системе таможенных органов. 

Однократность подачи информации

Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые должностные лица могут «достать» из своей системы. На деле это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и так далее по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно.


Возможность внесения изменений в декларацию

До того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник ВЭД сможет внести изменения в уже поданную декларацию.

Сейчас внести изменения до проверки можно только, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.


Сокращение сроков выпуска товаров

Время регистрации декларации сократится в два раза — с двух часов до одного. Время выпуска товаров — в шесть раз. Сейчас время выпуска может составлять больше суток. Таможенный кодекс обяжет таможенную службу уложиться в четыре часа, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявит наличие рисков.


Возможность отсрочек по уплате таможенных платежей

Новый документ предоставляет всем участникам ВЭД возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. В ряде случаев повременить с уплатой, в том числе и без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев — в случае форс-мажора, поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности. 


Статус УЭО — для всех участников рынка

Усовершенствование института уполномоченного экономического оператора (УЭО). 

Статус уполномоченного экономического оператора смогут получить все участники цепи поставок товаров — перевозчики, владельцы складов, таможенные представители и участники ВЭД, в то время как сейчас претендовать на упрощения могут только импортеры и экспортеры. Субъекты хозяйствования, претендующие на статус уполномоченного экономического оператора, смогут выбрать подходящий для своего бизнеса пакет упрощений из трех. Кроме того, сам перечень получаемых УЭО преимуществ вырос по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза более чем в четыре раза — с четырех до семнадцати.


«Единое окно» в системе регулирования ВЭД

И напоследок: в ТК ЕАЭС заложена юридическая возможность для внедрения механизма «единого окна» в систему регулирования внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС. 


В настоящее время в союзе уже идет работа над развитием механизма. В странах ЕАЭС реализованы отдельные элементы «единого окна»: электронное таможенное декларирование и е-лицензирование, применяется система управления рисков для определения мер таможенного контроля, действуют межведомственные информационные системы, применяются электронные таможенные платежи, осуществляется таможенный контроль после выпуска посредством аудита информационных систем декларанта. В недалеком будущем участники рынка смогут получать широкий спектр государственных услуг, связанных с осуществлением ВЭД, не выходя из дома, через личный кабинет. На основе межведомственного взаимодействия, уже сейчас осуществляемого в странах ЕАЭС, после вступления в силу ТК будет реализован базовый принцип «единого окна» — однократное представление контролирующим органам документов при совершении таможенных операций. 


Туда не смотри, сюда смотри

Ответы на наиболее частые вопросы бизнеса

Что изменится для таможенных представителей?

Таможенный кодекс упрощает требования для юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей. 

Так, обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, уменьшится в два раза — с 1 млн евро до 500 тыс. евро. 

Кроме того, кодекс избавляет юридическое лицо, претендующее на включение в реестр таможенных представителей, от необходимости иметь в штате не менее двух сотрудников, обладающих специальной квалификацией. При этом это условие может быть предусмотрено национальным законодательством. 


Какие новые упрощения появятся у УЭО?

Помимо уже имеющихся привилегий, УЭО смогут совершать таможенные операции на собственных складах, получают возможность декларирования товаров после их введения в оборот (выпуск товаров до подачи таможенной декларации), пользоваться беспроцентной отсрочкой по уплате таможенных платежей до 45 дней, а также смогут пользоваться привилегиями первоочередного порядка совершения таможенных операций (отдельные полосы для движения) и так далее. 

При этом свидетельство УЭО, выданное в одной стране, будет признаваться на всей территории союза. 

Что будет со «старыми» УЭО? 

Юридические лица, которые получили статус УЭО в соответствии с национальными требованиями до вступления в силу ТК ЕАЭС, сохранят такой статус в течение двух лет, продолжая пользоваться на территории своего государства упрощениями, аналогичными предусмотренным сейчас ТК ТС. При этом нужно учесть, что действующие УЭО смогут претендовать сразу на получение свидетельства УЭО третьего типа по новым правилам, тогда как для новых претендентов для этого нужно будет сначала проработать не менее двух лет, имея свидетельство первого или второго типа. Это важно, так как обладатели третьего типа свидетельств могут пользоваться всеми существующими упрощениями для УЭО.  

Что изменится в части представления таможенному органу информации о товаре до прибытия в пункт пропуска?

Кодекс кардинально меняет подход к представлению предварительной информации таможенным органам. Теперь наряду с обязательной информацией, необходимой таможне для оценки рисков и принятия решений о форме контроля, участник ВЭД под своей электронной цифровой подписью сможет заведомо подать факультативный блок сведений исходя из своих дальнейших целей. Например, если вы хотите открыть процедуру транзита или поместить товар на склад временного хранения, вы можете представить таможне еще до прибытия товара на территорию ЕАЭС всю необходимую для этого информацию. На момент открытия процедур дублировать эту информацию не потребуется. Достаточно будет назвать номер ПИ, в которой заявлены необходимые сведения.

Кроме этого, ПИ избавит субъектов хозяйствования от излишнего общения со всеми контролирующими органами в пункте пропуска. Таможня сама позаботится о передаче полученных сведений другим контролирующим органам, задействованным на границе. Таким образом, на момент прибытия груза на границу контроль в большинстве случаев будет уже завершен и приняты решения либо о выпуске, либо о форме дополнительного контроля. Однако в этой части ТК ЕАЭС начнет работать не сразу, а только после принятия ряда решений комиссии, регулирующих этот вопрос, и по прошествии времени, необходимого для доработки информационных систем, используемых в странах для представления ПИ.

Установлен ли Таможенным кодексом ЕАЭС минимальный порог стоимости товаров, при непревышении которого предпринимателям не нужно платить ввозную таможенную пошлину?

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза (допуска), которые ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, как и прежде, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не возникает.

При этом теперь в такую таможенную стоимость не будут включаться расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров до места прибытия, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и страхование товаров в связи с проведением таких работ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter