Про дрожь

Каким богам молятся рокеры перед выступлением«Из гримерки» с Ольгой САМУСИК — «Рок–княжной»–2007

Каким богам молятся рокеры перед выступлением


Чувство так называемого мандража перед концертом знакомо абсолютно всем музыкантам: будь они рок или поп, выступай они «живьем» или «под фанеру»... Не важно, что именно ты играешь (если реально играешь) и куда спряталась твоя совесть, если ты открываешь рот под уже записанный трек или судорожно делаешь вид, что извлекаешь из гитары мелодию. В любом случае каждый артист хочет, чтобы выступление прошло хорошо. Вот только что призвать на помощь? Высшие силы? Или, может, рождающий уверенность профессионализм?..


Никогда не забуду свой первый «сценический» раз. Мы играли на дне рождения Лени Павленка — лидера известной группы «Нагуаль». Праздник отмечался большим концертом в клубе «Аквариум». Людей в зале — тьма. Я стояла перед сценой и думала, как же мне вообще на нее залезть и — о, Господи! — мне же еще придется петь! Страшно было так, что, казалось, ноги вросли в пол. Язык онемел...


На сцену я все–таки вышла. Я вдруг поняла, что слушатели–то — вот они, и уже никуда не деться, и петь для них все равно придется...


Спела. Только потом для себя решила: как–то надо сделать так, чтоб мандраж впредь не препятствовал качеству предстоящего выступления. А для этого нужно найти какую–то точку опоры. И я занялась поиском...


Артисты, кстати, очень суеверные люди. У большинства обязательно найдутся свои эксклюзивные приемы, как привлечь благосклонность «небес» и публики на время выступления.


Так, например, Лева и Шура из «Би–2», тщательно отстроив звук перед одним из концертов в Саратове, пожали друг другу руки и пожелали удачи. А некоторые поклонники музыкантов видели, как позже, поднимаясь на сцену, Лева три раза перекрестился...


Как видим, каждый расслабляется по–своему. Я не оговорилась — именно расслабляется. Ведь самое главное перед выходом на сцену — снять напряжение и не допустить оцепенения. Ведь только тогда получится хорошо отработать.


Белорусские музыканты — не исключение. У каждого из них свой способ «убить волнение». Кто–то просто предпочитает «полоскать горло» коньяком (говорят, не только расслабляет, но еще и для голоса хорошо — это если не злоупотреблять!). Кому–то ближе иные стратегии...


— Я всегда в себе уверен и пытаюсь всячески это демонстрировать публике и музыкантам, — говорит мне Пит Павлов, гитарист группы N.R.M., лидер коллективов PetePaff и Garadzkija. — Правда, все–таки есть у нас кое–какая традиция, — тут же добавляет он. — Перед концертами мы с моими музыкантами уединяемся. То есть отходим от большого количества народа. Нам нужно поговорить о своем, посмеяться, сфокусироваться друг на друге...


Знаете, такое «сиживание» в гримерках действительно помогает: заряжаешься позитивом, сближаешься с людьми еще до того, как выходишь в хорошей компании «родных» тебе музыкантов на публику...


Игорь Ворошкевич — лидер «Крамы» — говорит о своем едва ли не слоновьем спокойствии перед выходом на сцену:


— Лично я вообще никак не готовлю себя к выступлению. Мои ноги давно уже перестали трястись от волнения: уж слишком давно я «живу» на сцене. Меня куда больше заботит качество звука. Но это технический момент.


А чем же закончился МОЙ поиск? Я нашла. Точно так же, как Пит Павлов или Саша Куллинкович, стараюсь отвлечься, с одной стороны, и сфокусироваться — с другой. Но! Чтобы сделать это, мне нужно быть абсолютно уверенной, что действительно все пройдет как надо. Я должна знать, что не только хорошо спою, но буду безукоризненно (с точки зрения эстетики образа) выглядеть и безошибочно «держать» публику.


Моя подготовка к выступлению — процесс достаточно сакральный и где–то медитативный. Сперва обязательно гимнастика. Дыхательная. И активная. Она не только ставит на место связки горла, но и разрабатывает диафрагму — словом, супернаходка для вокалистов. Я научилась «раздышиваться» без стеснения в любой компании, не замечая никого. Зачастую ведь гримерка за кулисами — одна на всех музыкантов.


Помню, как полтора года назад на фестивале «Басовище» я исполняла свою гимнастику прямо за сценой. Какими глазами на меня тогда смотрели коллеги–музыканты из группы IQ48! Еще бы: прыгает, машет руками, наклоняется в разные стороны и при этом шумно дышит — с девушкой явно что–то не в порядке!


А вот после «физзарядки» начинается перевоплощение. У меня даже взгляд меняется. Вот когда смотрю в зеркало и вижу — все идеально, бросаю своему отражению цинично–высокомерную улыбку, отправляюсь релаксировать и сосредоточиваться одновременно. Теперь мне море по колено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter