Призвали GADA на борьбу с диабетом

Наши ученые нашли способ выявлять диабет за 5 лет до его наступления

Как у нас выявляют диабет? Проводят комплексное клинико-лабораторное обследование, где одним из главных критериев считается повышенное содержание сахара в крови. Есть лишний сахар — значит есть и диабет. Однако с началом лечения вы к этому времени уже опоздали, так как «сладкий» показатель вовсе не первый звоночек, как принято было считать. Конечно, лечиться, соблюдать диету и режим нужно в любом случае и какой-то результат будет достигнут, однако эффект был бы гораздо лучше, если бы можно было распознать самые первые признаки болезни. Но есть ли они?

— Есть, — утверждает руководитель лаборатории медицинского микроанализа Института биоорганической химии Национальной академии наук Беларуси, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии Беларуси Надежда Пивень. – Сахарный диабет первого типа, то есть инсулинозависимый, как и многие другие болезни, имеет стадию доклинических проявлений. Правда, в отличие от менее коварных недугов, заметить такой сбой обменных процессов в организме очень непросто. Поэтому над проблемой четвертой по частоте встречаемости болезни работают лучшие научные центры мира. Внесли свой вклад в это дело и мы, предложив оригинальную методику ранней диагностики, основанной на обнаружении аутоантител к различным измененным под воздействием болезни клеткам поджелудочной железы. Пока у нас есть лабораторный вариант тест-системы, и необходимо пройти большой путь, прежде чем начнутся клинические испытания. Но уже сегодня можно сказать, что идея, заложенная в диагностический метод, работает и позволяет получать очень достоверные результаты. Это подтвердилось при экспериментальной апробации методики на клиническом материале.

Белорусские ученые обратили внимание на особенности поведения в организме антител к декарбоксилазе глютаминовой кислоты (GADA). Эта кислота вездесуща: присутствует в нейронах головного мозга, спинном мозге, почках, сетчатке глаза и многих других органах, однако в поджелудочной железе она не синтезируется. Но! Ее там нельзя найти в норме. А вот при первых признаках диабета, когда до повышения содержания сахара в крови может оставаться еще лет 5—7, ее присутствие уже обнаруживается. Впрочем, при лабораторном анализе сыворотки крови выявляется не сама кислота, а антитела к ней или даже следы этих антител.

Это говорит о том, что организм уже начал бороться, причем иммунная система из-за фатального сбоя вступила в борьбу не с вредоносным пришельцем, а с компонентом собственных клеток поджелудочной железы, продуцирующих инсулин. Стало быть, считают ученые, если вовремя обнаружить нарушения функции поджелудочной железы и направленным воздействием устранить эту несогласованность на первом этапе, то в дальнейшем развитие болезни замедлится. Это, конечно, не будет еще означать, что болезнь обязательно удастся победить, но ее течение во многих случаях можно перевести в более спокойную форму. Кроме того, такой тонкий метод контроля можно использовать не только для ранней диагностики диабета у взрослых и детей, но и для мониторинга состояния больного, выбора оптимальной стратегии лечения и контроля его эффективности, при оценке состояния здоровья родственников, не страдающих диабетом, которые могут быть потенциальными донорами при трансплантации.

Работа над проектом ведется в рамках государственной программы ориентированных фундаментальных исследований «Физиологически активные вещества», то есть за госбюджетные деньги, поэтому есть надежда, что ее итогом станет внедрение высокоточной методики в практику здравоохранения. Новая тест-система, вероятно, позволит существенно повлиять на неприятную статистику роста заболеваемости инсулинозависимым сахарным диабетом, и называемое сегодня число больных придется увеличить.

Специалисты полагают, что использование современных высокоэффективных средств диагностики позволит сформировать группы риска и организовать своевременное слежение за развитием патологии. Правда, препятствием к широкому применению новинки в наших условиях может послужить относительно высокая цена тест-системы. Она еще не определена, но известно, например, что зарубежные аналоги таких диагностикумов – французские, немецкие, американские и австрийские стоят от 300 до 700 долларов. Именно потому Беларусь их практически не закупает.

Тем не менее ученые считают, что развивать это направление необходимо. Ведь, по предварительным расчетам, стоить отечественная тест-система должна во много раз меньше, чем зарубежная. А во-вторых, ее использование, несмотря на цену, будет все же выгодным и может приносить ежегодно от 260 до 500 тысяч долларов экономического эффекта за счет сокращения затрат на лечение и потерь, связанных с утратой больными трудоспособности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter