Призрак распада ЕС бродит по Европе.

Евросоюз приближается к серьезной трансформации.

Уже всем очевидно, что в развитии кризиса в Европейском союзе появилось новое измерение – внутриполитическое. Если до сих пор основным вызовом для функционирования общеевропейских институтов выступали финансово-экономические проблемы отдельных государств, то в настоящее время судьба ЕС оказалась в заложниках политического противостояния. Смена правительств в Греции, Италии, Испании напоминает вирус. При этом от перемены «слагаемых» в кабинете министров финансовые проблемы государств никуда не исчезают. А счет уже идет на недели и месяцы.

Несколько недель назад Италия и Греция получили новые правительства, состоящие в основном из «специалистов». Греческое правительство под руководством беспартийного Лукаса Пападимоса считает главнейшей задачей исполнение требований стран еврозоны, изложенных на саммите в октябре. 65-летний Пападимос оказался наиболее подходящей фигурой для греческого политического истеблишмента, международных кредиторов Греции и финансовых рынков. Он получил образование в США, где сначала учился физике, а в 70-х годах защитил докторскую диссертацию по экономике, которую затем преподавал в Колумбийском университете. В 1984 году он вернулся на родину, где через год занял пост главного экономиста в Банке Греции, а через 10 лет стал его главой. Убежденный проевропеец, он активно агитировал за вступление Греции в еврозону, считая единую валюту лучшей защитой экономически слабых стран от возможных потрясений. Теперь он видит, насколько его мечта соотносится с реальностью. Заместитель председателя ЕЦБ, правая рука Жана-Клода Трише, в мае 2010 года он был приглашен советником в правительство Греции после начала долгового кризиса.
Приоритетными задачами для Пападимоса останутся сокращение долга и бюджетного дефицита, чтобы избежать дефолта Греции. Как известно, саммит в Брюсселе утвердил новую трехлетнюю программу помощи Афинам в объеме 159 миллиардов евро, «план Маршалла для Греции». При этом новый кабинет не располагает широкой партийной поддержкой. Лидер консервативной оппозиции Антонис Самарас заявил, что не поддержит новые ограничительные меры. «Правительство, сформированное социалистами, «новыми демократами», правыми националистами и банкирами, – это правительство, которое расширит варварскую политику в отношении народа, рабочих и молодежи. Не будет этому кабинету милосердия», – считает улица. По последним социологическим опросам, около 60 процентов жителей Греции негативно относятся к предложенным ЕС мерам по преодолению бюджетного кризиса. Однако иначе, считает профессор Мюнхенского университета и директор Центра экономических исследований в Мюнхене Ханс-Вернер Зинн, мир ждут более радикальные меры: «У Греции есть только один путь: временно выйти из еврозоны и девальвировать свою валюту до тех пор, пока страна снова не станет конкурентоспособной. Затем конвертировать долг в драхмы, тем самым девальвировав и долг. В результате можно будет установить и поддерживать неплохой баланс между банками и реальной экономикой». Любой другой путь, по мнению профессора, невозможен. На девальвацию внутри еврозоны путем снижения зарплат и цен не согласятся профсоюзы, а страна окажется на грани гражданской войны. Кроме того, если Афины останутся в еврозоне, обязательно случится эффект домино, потому что другим странам потребуется слишком много денег для спасения Греции. Тогда спасать придется Португалию или Италию.
Особенно беспокоит мир Италия. Если Рим пойдет греческим путем, евро не спасет никакой Европейский фонд финансовой стабильности. «Кризис в Италии способен дестабилизировать весь мир», – сказал в интервью Corriere della Sera итальянский бизнесмен Карло де Бенедетти. Италия сможет преодолеть кризис лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а в ближайшее время страну ожидает глубокая рецессия. «Потребуются пять, а может быть, и десять лет, чтобы исправить ошибки последних двадцати лет», – уверен де Бенедетти. Реально новым итальянским правительством руками экс-главы Антимонопольного комитета ЕС и пожизненного сенатора, 68-летнего профессора экономики Марио Монти руководит президент страны Джорджо Наполитано. Сам же Монти пообещал, что действия нового правительства специалистов, а не политиков будут основываться на «строгом соблюдении бюджета», экономическом росте и «справедливости». «Именно от действий Италии в ближайшие несколько недель зависит судьба евро», – сказал премьер. Принципиальность ситуации заключается в том, что серьезные проблемы возникли уже не у аутсайдера еврозоны. Италия – один из столпов мировой экономики (член «большой восьмерки», ВТО, в 1957-м была одной из шести государств, основавших ЕС, третья крупнейшая экономика еврозоны). Рим взял на себя обязательство сбалансировать государственные финансы к 2013 году, хотя сделать это будет очень непросто. Последние 10 лет итальянская экономика пребывала в застое, а в последние 2 года премьер Берлускони и его правительство ею вообще не занимались, заявляя, что все и так хорошо. Доходы 8 миллионов жителей Италии, трети всего работоспособного населения, составляют менее 700 евро в месяц. Труднее всего найти работу молодым и образованным. Еще в 2009 году государственное статистическое агентство ИСТАТ сообщало, что итальянцы в возрасте от 18 до 29 лет составляют 79 процентов всех потерявших работу. Это чуть более 2 млн человек – самый высокий показатель в Европе. Меры жесткой экономии на сумму 1 трлн 700 млрд евро, сокращение бюджетных и пенсионных выплат ударят по самым обездоленным. В общем, как признал премьер Монти, «миссия практически невыполнима, иначе я вряд ли бы оказался на этом посту». А один из политиков отметил: «Когда возникает необходимость в техническом правительстве, значит, от демократии и политиков больше нет никакой пользы».
Не легче и политическому правительству, которое получила после досрочных парламентских выборов Испания. Социалистическая партия правила в Испании 7 последних лет. Рост экономики в третьем квартале этого года составил 0 процентов. Уровень безработицы достиг 21 процента, а в возрасте от 15 до 26 лет работу не может найти каждый второй. По этому показателю Испания вышла в европейские чемпионы. Лидер Народной партии и новый премьер Мариано Рахой заявил, что главной задачей его правительства станет вывод страны из кризиса. Палата депутатов и Сенат приступят к исполнению своих функций в середине декабря, но испанцы уже знают, что их ждет дальнейшее урезание зарплат, увеличение возраста выхода на пенсию и другие меры по сокращению бюджетного дефицита, так как новому правительству нужно найти способ сэкономить миллиарды евро.
Можно добавить барахтающуюся в рецессии Португалию, где правительственная политика жесткой экономии в обмен на международную помощь вызывает протесты населения. Немалые проблемы в Бельгии и даже во Франции. Гиперактивность Николя Саркози на европейской арене создает образ движущей силы по спасению евро, однако за спиной у президента неустойчивая банковская система Франции.
Так что кризис добрался до самой сердцевины ЕС. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу признает, что проблемы отдельных стран ЕС приобрели новое качество и переросли в кризис всей еврозоны. «В связи с тем что кризис все больше приобретает системный характер, нам нужна значительная интеграция экономического управления», – сказал Баррозу. На встрече в Страсбурге Марио Монти, Николя Саркози и Ангела Меркель объявили, что до саммита ЕС 9 декабря намерены представить свои предложения по модификации Лиссабонского соглашения, «чтобы улучшить управление зоной евро и добиться большей интеграции и сближения экономических политик». Напомним, Германия, Франция и Италия – три крупнейшие экономики еврозоны, а Лиссабонское соглашение – это конституция ЕС. Если речь зашла о ее модификации – значит, опасность распада еврозоны реальна, она очевидна всем. Призрак распада ЕС приближается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter