Гастроли пермского театра «У Моста» с легендарным спектаклем «Вий» состоялись в Беларуси

Призрак хутора

Театралы, конечно же, знают: Гран-при и «Золотую маску» Международного молодежного театрального форума «М.@rt.контакт-2024» в этом году получил спектакль «Женитьба. Фантасмагория» Могилевского областного драматического театра в постановке художественного руководителя Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова. Это уже вторая его работа в белорусском театре, до этого были «Махляры» по гоголевской пьесе «Игроки» в столичном РТБД.

В программу нынешнего форума вошел еще один спектакль Федотова «Вий», тоже по Гоголю. За эту постановку Сергей Павлович, выступивший и автором сценографии, получил дипломы «За режиссерское мастерство» и «За яркий актерский ансамбль». Более того, приятным бонусом для наших зрителей стало турне театра «У Моста» с этим триллером-долгожителем по разным городам Беларуси — его увидели не только в Могилеве, но и в Гомеле, Бресте и Минске. Причем везде спектакль шел дважды: помимо обычного вечернего показа в 19:00, любители пощекотать 

себе нервы могли лицезреть действо почти в ночное время (где-то в 22:00, а где-то даже за час до полуночи). В Минске коллег из Перми Белорусский государственный молодежный театр принимал 1 апреля — в день 215-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя и накануне Дня единения народов Беларуси и России, который отмечается 2 апреля.

Как всегда, у Федотова не обошлось без мистики и даже определенной эксцентрики. Началось все с того, что Сергей Павлович вышел на сцену молодежного театра, опираясь на костыль. Признался, что сломал лодыжку в Гомеле.

— Неудачно сошел со сцены, первый раз в жизни я в гипсе, никогда ничего не ломал, — с улыбкой поведал режиссер. — В Бресте один из наших артистов сломал левую ногу: повредил фалангу. Видите, мистика нас преследует…

Но на такие «мелочи» Федотов не обращает внимания:

— Полгода назад наш театр отметил свое 35-летие. Спектакль «Вий» провезли по всему миру. Ему тоже 35 лет, и он не стареет. Как и наша главная декорация — забор, который мы когда-то нашли на помойке. Наш спектакль — сплав разных стилей.

Известно режиссерское кредо Сергея Федотова: ставить классику классически, то есть без наслоений и пере­иначиваний, с глубоким погружением в мир автора, в дух и время, когда было создано то или иное произведение.

Вихрь «Вия» увлекает зрителя с первых минут. Режиссер не боится заглядывать в бездну, потому что делает это со светлыми помыслами и чистой душой. Его «Вий», например, начинается и заканчивается молитвой «Отче наш». В центре повествования — противостояние тьмы и света, страха и бесстрашия. При этом зрители часто смеются: в спектакле много комедийных моментов, но в финале при появлении вурдалаков и Вия все замирают. Здесь замечательно передан колорит малороссийского хутора XIX века, характеры персонажей повести, уникальный гоголевский язык. Актерский ансамбль поражает мастерством перевоплощения.

— Владимир Ильин 35 лет играет Явтуха и 35 лет не стареет! — отметил режиссер своеобразный феномен.

Василий Скиданов в роли Хомы Брута демонстрирует большую амплитуду переживаний — мы искренне беспокоимся за его героя и, несмотря на то, что финал этой истории известен с самого начала, все же надеемся на лучшее… Пермский «Вий» поразил белорусского зрителя в самое сердце своим эмоцио­нальным бесстрашием и концептуальной целостностью.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter