Признание в любви

Письма из Пекина
Люди разучились признаваться друг другу в любви. К такому выводу пришли китайские психологи и тут же открыли специальные курсы, на которых этому учат. Мне лично представить такое сложно, но в Китае я уже давно учусь ничему не удивляться — хотя не всегда успешно.

Но, как оказалось, не только я полагаю, что признание в любви — нечто такое, чему научить нельзя: на первые занятия пришли всего 8 человек. Преподаватель психологического факультета Пекинского университета, который и ведет курс «Объяснение и признание в любви», говорит, что любовь — не судьба или удача, она не приходит и уходит, это мы создаем ее. Он говорит, что любить и быть любимым может каждый, — мы рождаемся с этой способностью, так же как и со способностью строить полные любви отношения друг с другом. Конечно, проблемы случаются, говорит ученый и призывает общаться, чтобы эти проблемы решать. «Не держите чувства запертыми внутри», — призывает господин Ду и считает, что лучшее объяснение в любви — все о себе рассказать: так проявляется доверие, а полное доверие — одна из характеристик любви.

Разумный человек этот господин Ду, правильные слова говорит, но вот насчет «все о себе рассказать» я не соглашусь. Доверие, несомненно, штука крайне важная, без него и любви, и ничего другого не бывает. Но я вспоминаю свою бабушку, часто повторявшую фразу, которая долгое время мне — молодой и в себе уверенной — была непонятна. Она говорила: «Не главное, чтобы любил, главное — чтобы жалел». Только потом я поняла, что она имела в виду, и сегодня готова под этими словами подписаться. Моя красавица бабушка накануне войны осталась молодой вдовой с тремя детьми на руках. Скоро свекровь собрала все их нехитрые пожитки и отнесла к парню по имени Федор, который жил в той же деревне, сказав: «Он всегда тебя любил и такую любить будет». И оказалась права: моя появившаяся на свет от этого странного по обстоятельствам брака мама — тому доказательство. Хотя отец ее так и не увидел — погиб на войне. А из всех детей, которых родила за свою нелегкую жизнь бабушка, выжила только мама. Федор, счастливый муж бабушки Марии, так и остался для меня загадкой: что это было — любовь? Или скорее та самая жалость, о необходимости которой часто говорила бабушка?

Нас долго учили тому, что жалость унижает, но это не совсем так: жалость жалости рознь. Когда мне плохо, грустно и тоскливо, когда кажется, что весь мир — против меня, я так хочу, чтобы меня пожалели! Я даже научила мужа, как это делать правильно: подойти, крепко обнять и сказать, что лучше меня все равно никого нет. Пусть и неправда, но очень помогает. Такая вот жалость, оказывается, всем нужна — даже нашим сильным мужчинам. Потому что когда я обнимаю свою вторую половину и говорю, что лучше него никого нет, а неудачи — дело временное и разрешимое, ему это тоже помогает. Любовь — это когда мы жалеем самых близких и говорим им добрые слова. Которые, кстати, вовсе не обязательно правда.

Со временем слова от частого употребления тускнеют и вытираются, теряют блеск и ощущение новизны. Но почему–то к признанию в любви это не относится — оно каждый раз сияет как новенькое. И каждый раз продолжает удивлять. Меня любят? Наверное, есть за что? Но пусть не забывают пожалеть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter