О картине Зои Литвиновой “Мой Минск”

Признание в любви

Я  верю в любовь с первого взгляда. Так получилось и с картиной Зои Литвиновой “Мой Минск”. Увидел этот холст, влюбился, и уже почти пятьдесят лет он со мной. И каждый раз, когда его вижу, вспоминаю свой восторг и то, еще юношеское, потрясение: от плотной живописи, композиции и мощной энергии, с которой изображен Минск.

В 1972 году Зоя Литвинова написала две картины — “Моя Беларусь” и “Мой Минск”. Оба холста оказались в коллекции нашего художественного музея, став признанной классикой. Они были многократно напечатаны в журналах, на открытках и даже почтовых марках. Время от времени эти полотна появляются в постоянной экспозиции музея. И по-прежнему, как при первой встрече, волнуют.

Фото представлено НХМ Беларуси

Каждая работа у художника в большей или меньшей мере — его автопортрет. Хочет того мастер или нет, но так получается.

“Мой Минск” — работа удивительная. Хотя и давно было, но первую встречу с этим полотном помню. Республиканская выставка в новом Дворце искусства (он открылся в 1973 году): светло, торжественно, нарядно, пахнет краской, паркет сияет... Я стою перед большим холстом, а на нем — город. Совсем не бытовой и будничный, а какой-то очень странный. Вроде бы и реальный, узнаваемый, но в то же время незнакомый, фантастичный, величественный, напоминающий библейский Вавилон. Понимаю, что похожим на великий Вавилон наш Минск делает здание Оперного театра, напоминающее знаменитую башню, которую люди упорно строили и строили, чтобы подняться в небо, к Богу.

На картине Оперный театр возвышается над кварталами Троицкого предместья, над соседними зданиями, над Свислочью со знакомыми мостами, над будничной суетой...

Сегодня, зная автора — Зою Литвинову, я понимаю, что тогда, в уже далеком 1972-м, она писала некую метафору города, а скорее всего, даже своей жизни. Заложив в картину программу дальнейшего творчества и даже того, какой она хочет увидеть себя через много лет.

Она создала величественный портрет Минска себе под стать — он в полной мере является автопортретом художницы.

Хорошую картину тяжело, а чаще почти невозможно пересказать. В ней всегда вмещается много больше, чем изображено. В этом сила искусства, дающая даже маленькому рисунку бессмертие. Именно поэтому мы и трепещем, встретившись с настоящим.

И действует живопись на человека, как и любовь, которую можно пытаться объяснить всем чем угодно — хоть химией, хоть физикой с биологией, но при этом она останется загадочной и будет заставлять сердце стучать быстрее, голову кружиться, а ноги подкашиваться.

По жанру “Мой Минск” — пейзаж с тремя маленькими фигурками людей. Но только у очень хороших художников, у больших, он превращается в картину, рассказывая зрителю много больше, чем изображено на холсте: о городе, жизни и человеке, пытающемся заглянуть в вечность.

Уверен, что пройдет еще много лет, в реальной Свислочи утечет много воды, наш город станет иным, а полотно Зои Литвиновой “Мой Минск” будет волновать и удивлять новых зрителей.

Жизнь коротка, а искусство вечно!

Ladzimir@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter