Агентство Fitch снизило суверенный рейтинг США: свидетельствует ли это о конфликте бизнеса и властей

Признак недоверия

Что с госдолгом и финансами в США проблемы — знают уже даже дети. Но недавно очевидное признало одно из ключевых рейтинговых агентств: в первых числах августа международное агентство Fitch понизило суверенный рейтинг Соединенных Штатов. Впервые с 1994 года. Весьма странный ход, так как в западной англосаксонской системе рейтинги — бизнес, очень четко аффилированный с боссами с Уолл-стрит, а последние, в свою очередь, находятся не в менее крепких объятиях с политическим истеблишментом. Не свидетельствует ли снижение рейтинга об очередном витке роста недоверия и конфронтации крупного бизнеса и политической власти? 

КОЛЛАЖ Марины Бондарь

Агентству-то прежде всего очень не нравится финансовая политика американских властей. «Понижение рейтинга США отражает ожидаемое ухудшение финансового положения страны в течение следующих трех лет, высокую и растущую долговую нагрузку правительства в целом и ослабление управления за последние два десятилетия, что проявлялось в неоднократных отменах лимитов и решениях, принимаемых в последнюю минуту», — говорится в официальном сообщении Fitch. Сейчас госдолг правительства Вашингтона находится на фантастическом уровне и составляет 119 процентов ВВП. К тому же властям на фоне роста ставок ФРС становится все тяжелее и обременительнее его обслуживать. Поэтому эксперты агентства и снизили кредитный рейтинг страны, так как в ближайшие три года не видят большого позитива в экономике США. 

Справедливости ради надо отметить: Fitch высказало свое сомнение о великом американском экономическом будущем. Но сделало это достаточно нежно. Рейтинг снизили, но не сильно: с ААА до АА+. Другими словами, он остался инвестиционным. Далеко не дефолтным: национальное банкротство, по мнению экспертов Fitch, маловероятно. По мнению аналитиков финансового рынка, решение агентства существенно не повлияет на котировки ни акций, ни облигаций, ни других инструментов на фондовом и финансовом рынках. Никак не отразится обновление рейтинга и на позиции ФРС. Чиновники Федеральной резервной системы при принятии решений смотрят на другие индикаторы. И не обращают внимания на мнение рейтинговых агентств. По крайней мере, так заявляют официально. 

Тем не менее действия Fitch могут стать «ходом конем» и отражать мнение крупного бизнеса и его принципиальное недовольство действиями и финансовых властей, и политических. Мировая конфронтация, активным участником которой, несомненно, являются Штаты, по большому счету не добавляет оптимизма деловой общественности. Украина — только часть неблагоприятной для бизнеса истории. А есть еще напряженные отношения с Китаем. Не самая позитивная дипломатия на Ближнем Востоке. Те же страны Персидского залива по многим вопросам еще не отошли от западной политики (а точнее, англосаксонской), но в части экономических вопросов далеко не всегда идут в форвардере пожеланий Вашингтона. Стоит хотя бы вспомнить неоднократные и не очень успешные переговоры по наращиванию объемов добычи нефти и газа в регионе для снижения давления энергетического кризиса на западный мир. 

Свое недовольство действительностью выражали и высокотехнологичные компании. Рупором стал экстравагантный Илон Маск, который то и дело пытался отказаться от предоставления спутниковой связи в зоне боевых действий. Предприниматель великолепно понимал: фактическое (хотя и опосредованное) участие его компании в вооруженном конфликте ставит крест на продвижении StarLinks за пределами США и их самых ближайших союзников. Конечно, все и раньше понимали, что современные цифровые технологии, средства связи (в том числе и спутниковой), сбора и анализа информации — истории как минимум двойного назначения. Хотя западные корпорации и утверждали обратное. Но если Apple, например, не схватили с поличным за тесное сотрудничество со спецслужбами и скрытой слежке за пользователями своих гаджетов (хотя в этом компания не раз вполне обоснованно подозревалась), то тот же Маск вляпался в боевые истории. И ему это очень не нравилось. Правда, официальные американские власти инициировали несколько проверок против предпринимателя, поэтому ему пришлось смириться. Но осадок явно остался. Как, подозреваю, и у немалого числа его коллег. 

Транснациональные корпорации заточены под работу на международном рынке. И в отличие от политиков в Вашингтоне крупный бизнес умеет трудиться гибко и проникать в любые регионы, не особо обращая внимания на уровень демократичности или особенности политического строя. Хочешь не хочешь, а современная конфронтация мирового масштаба фрагментирует рынки. Что, собственно говоря, невыгодно западным компаниям, в том числе и за счет неуправляемой волатильности на сырьевых рынках и рынках труда.
Безумное же эмиссионное накопление долгов правительства в Вашингтоне то и дело ставит под сомнение одно из ключевых конкурентных преимуществ американских компаний: обладание их страны мировой валютой. Но высокая инфляция во время ковида, не очень умелые действия ФРС, потом стремительное повышение ставок и скатывание в рецессию если не полностью убивают значимость доллара в мировой экономике, то несколько снижают его позиции. И снижение рейтинга Fitch, видимо, очередной сигнал такого недовольства крупного бизнеса политиками.
По крайней мере, можно рассматривать этот ход как определенный сигнал. Если международные рейтинговые агентства будут систематически резать суверенный американский рейтинг, то это обязательно скажется на всей экономике, включая возможности обслуживать госдолг. С этим у правящей политической элиты и сейчас большие проблемы. Все-таки многие системные инвесторы вкладывают деньги надолго и всерьез, ориентируясь на рейтинги.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter