Приятный попутчик

О задаче журналиста

С этим ведущим я не знаком лично — вижу его как телезритель. Так что у меня нет личных причин его хвалить. Но сейчас хотел бы взглянуть на него как — извините за пафос — на некий обобщающий образ белорусской тележурналистики. Взглянуть и... порадоваться ему.


Говорю о Вадиме Овсянкине, ведущем «Автопанорамы». Программы об автомобилях смотрит большинство мужчин. Смотрю и я, сравнивая с аналогами, которые есть на экране. Это российская «Главная дорога», британская Top Geer, итальянская Quattrorute...


Как–то был я приглашен на запись телевизионного ток–шоу. Среди предложенных к обсуждению тем была и такая: чем отличается белорусская журналистика от российской, уступает или выигрывает? Думаю, что сильно отличается и во многом выигрывает. Но до этой темы, увы, дело даже не дошло. Участники (главным образом радио– и телеведущие) рвали друг у друга микрофон: «А вот я в своей программе...», «А вот я в своем эфире...» Пиар, а не обсуждение. Передача скомкалась. Впрочем, речь не о минусах нашего ТВ, а о его плюсах.


Задача журналиста — в газете, на радио или ТВ — предельно конкретна: дать информацию. Какую дает, например, «Главная дорога»? Как при покупке распознать битую или краденую машину, чтобы не обманули. Как избежать конфликта с инспектором ГИБДД или «автоподставы». Как уберечь машину от угона или ее подвеску от ухабов на такой–то федеральной трассе. Как хитрят страховщики. Не езда за рулем, а сплошной экстрим, борьба за выживание.


Программа постоянно меняет ведущих. Сначала был «эксперт», который много кричал и размахивал руками (ведь экстрим же!). Потом пришел актер из сериала «Бригада», который тоже путал жанры. Его сменил финский актер, но продержался недолго. Пришел следующий — уже из сериала о «ментах». Он тоже кричит, машет руками и таращит глаза, зато мало смыслит в предмете разговора. Главное в программе — не машина, не дорога, не информация: «лицо». Но подходящее никак не найдут.


Странноватых лиц вообще многовато. Стоит такое, скажем, на перекрестке и ведет «репортаж». Событие случилось давно, о нем все известно. Но бедняга так суетится, сбивается и нервически дергается, будто вокруг свистят пули. Нагнетает страсти там, где их нет. «Заходится», — говаривал небезызвестный конферансье Апломбов из кукольного спектакля.


Преувеличиваю? «Превращение в обезьян. Процесс пошел» — это заголовок недельного телеобзора «Известий». Цитаты: «Рычащий человек с изысканными манерами павиана...», «...орал, хрипел и чуть ли не бился в падучей, отстаивая свою правоту...» Типичная статья в ряду многих, которые говорят о том же: о неуместной, доходящей до неприличия экзальтированности телеперсон, о публичном выворачивании наизнанку душ и тел...


Этого на белорусских телеканалах, слава Богу, нет. Или почти нет. Этим и отличаемся, и выигрываем. Как, например, тот же В.Овсянкин в своей «Автопанораме». Он не стращает, не нагнетает истерию — просто сидит за рулем и рассказывает. Возможно, о машинах знает не все. Но журналист и не может всего знать: на то есть эксперты. Овсянкин дает мне информацию — сам или через экспертов — только о машинах: на дороге, на рынке, в мастерской, в европейском автосалоне...


Год за годом, от выпуска к выпуску он делает одно и то же. Но не раздражает и не надоедает, поскольку слушать его полезно, а видеть приятно. Одно время я занервничал: был слух, что его переманивает какой–то российский канал. Еще бы! Человек делает свое дело профессионально и при этом элегантно, даже респектабельно. Рад, что он остался. Что вижу его неизменную улыбку и уважение ко мне, зрителю. Побольше бы таких на экране и... на дороге. И вообще в жизни. Их, слава Богу, большинство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter