Привычный синдром: за всё платит потребитель

Министерство транспорта и коммуникаций предложило «заимствовать опыт некоторых европейских стран». Там с 1 литра бензина и дизельного топлива от 25 до 60 центов идет на оплату за пользование дорогами. Подобный сбор предлагается ввести и в Беларуси
Министерство транспорта и коммуникаций предложило «заимствовать опыт некоторых европейских стран». Там с 1 литра бензина и дизельного топлива от 25 до 60 центов идет на оплату за пользование дорогами. Подобный сбор предлагается ввести и в Беларуси.

Это сообщение заставило знакомых автомобилистов озадаченно чесать затылки. Хотя, по сути, новизны в нем мало. Ведомственные попытки решать напряженные государственные задачи при помощи потребителей повторяются с печальной регулярностью.

Зачем включать новый налог в цену топлива? Ведь оно за последнее время и так немало подорожало. За 2007–й, например, более чем на 20 процентов. Это куда выше общего индекса цен плюс 12,1 процента. Кроме того, увеличение расценок на оптовых базах и АЗС стало одной из причин подорожания многих повседневных товаров. Новые тарифы на транспортировку кефира, колбасы, овощей оплачивали, разумеется, мы, потребители. Что будет, если скопировать практику некоторых европейских стран и включить в цену литра дорожный сбор?

Учитывая, что все новое необходимо внедрять с осторожностью, будем считать по минимуму: плюс 25 американских центов. В этом случае литр дизтоплива вырастет до 2.150 рублей (ровно доллар!), за 92–й бензин придется платить 2.560, а цена 95–го поднимется аж до 2.850 рублей. При таких «прайсах» придется многим заядлым автолюбителям пересаживаться на велосипед. Инфляционная спираль, как злой джинн, вырвавшийся из бутылки, попортит настроение многим госуправленцам (то, что новый ценовой виток не вызовет восторга у рядовых покупателей, — по умолчанию). А кроме того, возникнет и другая серьезная проблема.

Не так давно наши таможенные органы по просьбе «Белнефтехима» прикрыли «челнокам» из Брестской и Гродненской областей возможность зарабатывать на продаже «дизеля» в приграничных районах Польши и Литвы. Сейчас топливно–денежные потоки могут повернуться в обратном направлении. Если цены на горючее у нас поднимутся на 25 — 60 центов, то по законам экономики и человеческой психологии можно ожидать неслыханного притока туристов на западной границе. Прибалты, а вскоре и поляки сами повезут сюда горючее, чтобы снабдить соседей–белорусов (а заодно и подзаработать на них) доступным топливом. А на АЗС в Бресте и Гродно будут тоскливо ожидать, пока кто–нибудь заедет заправиться по новым ценам. Как вам такой сюжет? Очевидно, нашему госконцерну по нефти и химии он также не по вкусу.

Сотрудники «Белнефтехима» в беседах с журналистами неоднократно подчеркивали, что у нас налоговая нагрузка на литр топлива достаточно высокая. Акцизы составляют более 50 процентов в цене литра. То есть без налоговой составляющей бензин бы у нас стоил около тысячи (!) рублей. Почему же Министерство транспорта хочет ввести дополнительный сбор?

Этому, полагаю, есть простое объяснение. Министерству необходимо отчитываться за реконструкцию магистралей и мостов, выполнение программы «Дороги Беларуси». Но поставленные перед ним задачи оказались едва ли не под угрозой срыва. Дело в том, что в новом законе о бюджете есть некоторые серьезные изменения. Если раньше все предприятия отчисляли 1 процент с выручки в дорожный фонд (из него в основном и финансировались дорожное строительство и обустройство действующих коммуникаций), то теперь это требование отменено (что, безусловно, стало приятной новостью для организаций–плательщиков). Тем не менее бюджетная поддержка дорожному хозяйству будет оказана (из других источников) и в этом году. На развитие дорог планируется направить почти 1,8 триллиона рублей. Львиная доля — это деньги госказны. Однако, по расчетам Минтранса, средств недостаточно. «Это только 64 процента от необходимого для реализации программы «Дороги Беларуси», — констатируют в министерстве. Недостающую часть, судя по всему, планируется собрать с потребителей.

Откровенно говоря, этот «способ» решения текущих ведомственных проблем набил оскомину. Новые цены на энергоносители диктуют переход к рыночному экономическому контексту, господдержка отраслей (сельскохозяйственной, транспортной, промышленной) будет поэтапно сокращаться. Разумеется, в процессе перехода на цивилизованные рельсы могут возникать финансовые трудности. Но неужели каждое ведомство намерено «латать» их исключительно с помощью потребителей? Неужели иные, более изобретательные и эффективные способы — изменение стиля работы подведомственных организаций, привлечение прямых инвестиций — будут пылиться в сторонке? И почему об этом не думали раньше?

С этой точки зрения критика, прозвучавшая в адрес Министерства транспорта от Премьер–министра Сергея Сидорского, представляется абсолютно резонной. Да, магистрали у нас неплохие, лучше, чем в некоторых соседних странах. Но как обстоит дело с придорожным сервисом? О том, что пока неважно, свидетельствуют недавние отчеты Комитета госконтроля.

Толпятся ли в приемной министерства свои и иностранные инвесторы, готовые вкладывать в развитие белорусских коммуникаций и их обслуживания? Увы... Вероятно, условия работы в этом сегменте бизнеса еще не столь привлекательны. Но ведь инициатива по их совершенствованию должна исходить прежде всего от профильного ведомства. Разве не так?

По-моему, потребители должны платить за качество, а не за обещания его увидеть.

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter