Любовь или привычка? О семейной жизни

Привычка к любви

О семейной жизни
— А откуда ты знаешь, что это любовь, а не привычка?

Хороший вопрос. Задумалась. Теперь вроде не так и уверена.

Подружки рассуждают о семейной жизни. У каждой более 15 лет опыта и разная степень усталости от быта и всего сопутствующего (сопутствующего больше, чем всего остального). Семья превратилась в рутину, и одна из подруг с сожалением констатировала: года два назад они с мужем впервые повысили друг на друга голос. А ведь первые десять лет ничего подобного не было. Другая, усмехнувшись, заметила: «Это не показатель. Мы с первым мужем ни разу друг на друга голос не повысили. Так, не повысив, и развелись». Помолчали. Не показатель? А что тогда показатель? «И вот как ты можешь быть уверена, что он тебя действительно любит, а не просто привык?» Хороший вопрос. Оказалось — сложный.


— Может быть, я думаю, что он меня любит, потому что заботится? Ему не все равно, что я надела, зимой он всегда настаивает на шапке и теплых колготках. Разве это не забота? А если есть забота, значит, есть и любовь?

— Да ну, — говорит самая скептично настроенная, с тремя успешными браками за плечами. — Это он контролирует тебя. Ну чтобы не слишком красивая была без него.

— А если красивая и с ним?

Пожимает плечами: «Не знаю». Да и кто может быть уверен, что знает? Замолкают, сосредоточившись на кофе.

— Мой мало говорит. Неразговорчивый дома совсем. Придет угрюмый с работы, по привычке поужинает, по привычке усядется на диван и по привычке смотрит телевизор. Живем вместе, налево, кажется, не смотрит («Ха! Кажется! Вот ключевое слово!», — вставляет та, у которой три успешных брака), все у нас вроде хорошо, но мы же почти не разговариваем.

— А мы все время спорим. То о политике, то о том, к чьим родителям поедем в эти выходные, то о том, какой чай пить вечером.

— Ну, по крайней мере, ты не можешь пожаловаться на его молчание.

— Это да, на это я не жалуюсь.

— А на что тогда?

— Ну, знаешь, о книгах хотелось бы спорить, спектаклях и фильмах, а не о чае и политике.

— Не, это с подругами, а не с мужьями.

— После десяти лет совместной жизни любовь от привычки отличить нельзя, — категорично заявила одна. 

— Я называю это глубокой привязанностью, граничащей с эмоциональной зависимостью. Потому как муж мой это часть меня. Я ведь не думаю о том, люблю ли я свою руку или ногу. Я не просыпаюсь с радостным чувством каждое утро, что они у меня есть, и это счастье. И муж когда рядом, это нормально, я уже давно не задыхаюсь от счастья. Но вот если попробовать их у меня отнять — руку, ногу или мужа, мне будет нестерпимо больно. И да — я буду за них бороться. Ну, а что романтики не хватает, то да, грустно иногда.



Опять примолкли. Загрустили как будто. Разошлись отчего–то печальные, как будто переставшие в себя и свои отношения верить. Оно ведь как бывает: пока о чем–то не подумаешь, все хорошо. А зацепил больную тему, и все: жизнь не мила становится. «Так он любит меня или просто привык?» При этом каждая была уверена, что мужчины такими вопросами не задаются. Они просто возвращаются домой, удовлетворенные тем, что их там ждут с горячим ужином (который некоторым заменяет любовь), после которого можно улечься на диван. И желательно ни о чем не спорить — ни о политике (для этого есть ток–шоу, там людям за споры деньги платят), ни о том, к чьим родителям ехать в эти выходные (лучше вообще остаться дома), ни о том, какой чай пить вечером (а он что, настолько разный?).

Вечером та, которая и заварила всю эту кашу, спросила у мужа: «Ты меня любишь?»

— Конечно.

— А откуда ты знаешь, что это любовь, а не привычка шестнадцати лет совместной жизни?

— Просто знаю.

— Тогда что это такое: семейная любовь?

Мужчины действительно не любят такие вопросы. Не хотят открываться. Но муж к вопросу оказался готов (почему я не спрашивала его об этом раньше?).

— Тут важно, чтобы человек, с которым ты живешь, тебя не раздражал.

— Но я же иногда раздражаю! — попыталась спровоцировать она.

— Изредка бывает, конечно. Любовь в семье — это когда вы вместе строите планы на будущее и когда у вас есть, извини за такое выражение, совместные проекты. Даже если это всего лишь отпуск или ремонт. Ну и если ремонт не может вас развести — это любовь, а не привычка. Если мне не все равно, как ты выглядишь.

— Помнишь, ты заставил меня сдать в магазин юбку, которая мне так нравилась...

— Она тебя не украшала. Я хочу, чтобы ты выглядела хорошо, но главное — чтобы была здорова. Потому что жить с тобой я планирую долго и желательно счастливо.

— Потому что привык?

— И поэтому тоже.

Она не стала спрашивать его вечером, какой лучше заварить чай.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter