Швейцар обязан иметь высшее образование и знать хотя бы один иностранный язык

Привратники комфорта

Сто лет назад в Минске работали более 30 отелей, среди них, конечно же, «Европа» — крупнейшая гостиница Северо–Западного края. Разрушенная во время Великой Отечественной, в 2007 году она вновь открыла свои двери. Фасад отстроили с соблюдением стилистики прошлого века.Но парадный вход все же изменился. Теперь у гостей есть выбор. Проскочить через автоматическую вертушку или войти в обычную дверь, за которой виднеется статная фигура швейцара. Представителей этой профессии в гостиничном бизнесе нередко называют «душа отеля». Скажете: велика премудрость — дверь открыть да чемодан помочь поднести.На деле же работа швейцара куда примечательнее.


— Презентабельность, интеллигентность, корректность, умение улаживать конфликтные ситуации, хорошая физическая форма... Достаточно сложно найти подходящего человека, — начальник службы обслуживания отеля «Европа» Елена Василевская провела собеседование не с одним претендентом. — Добавьте сюда наличие высшего образования и знание иностранных языков, и вы получите описание современного швейцара. Ведь он не просто двери открывает — он первым встречает гостей отеля. Если хотите, это наша визитная карточка!

Швейцар первой категории, или дормен, Виктор Сакович в должности уже два с половиной года. Окончил институт иностранных языков. Работал переводчиком. Потом преподавал французский в одной из минских школ. В 55 лет вышел на льготную пенсию и задумался, что же делать дальше. Вакансию швейцара нашел в интернете: центр города, солидная гостиница, удобный график. О своей работе рассказывает без стеснения.

— Стою у двери — наблюдаю. Машина возле парадного входа останавливается — моя обязанность подойти, открыть дверь, встретить гостя. Если нужна помощь с багажом — предложить свои услуги. За время службы повидал представителей всех континентов. Иностранцы, как правило, улыбаются в ответ на приветствие, соотечественники чаще проходят мимо. Случалось и знаменитостям двери открывать: Иосифу Кобзону, Наталье Подольской, Владимиру Преснякову–младшему, Льву Лещенко, Владимиру Винокуру... В отеле известные артисты — частые гости. Наша работа — встретить их так, чтобы они чувствовали себя комфортно. Если понадобится, поддержать беседу. Рассказать о местных достопримечательностях, интересных мероприятиях, театрах, магазинах, ресторанах. И еще мы выполняем разные поручения. Например, в аптеку сходить за лекарством, отнести одежду в химчистку, раздобыть цветы в 2 часа ночи. Иногда просят продукты из магазина принести. Прямо в одежде форменной и ходим. Первое время немного неловко чувствовал себя на улице в таком виде, теперь привык. К тому же это своеобразная реклама отеля...

Если в царской России швейцары носили ливрею с галунами, то в наше время униформе уделяется не меньше внимания.


— Китель, брюки, фуражка и обязательные белые перчатки — все выдержано в стилистике отеля. Зимой и летом униформа не меняется. Даже в жару нужно оставаться в кителе, — уточняет Виктор Антонович. — Думаю, по одежде швейцаров бывалые путешественники смогут определить даже «звездность» отеля.

— Но ведь это непрактично — открывать двери в белых перчатках?

— Поэтому у меня всегда с собой запасная пара. А если сразу целый автобус гостей приезжает и нужно поднять наверх много чемоданов, то может и несколько пар понадобиться. Говорят, в Англии в XIX веке джентльмен должен был сменить белые перчатки не менее 6 раз за день. Я экономлю, — смеется мой собеседник, — перед тем, как открыть дверь автомобиля, перчатку с руки снимаю...

Рабочая смена швейцара в отеле «Европа» — 12 часов (день, ночь, а потом два выходных). Большую часть времени на ногах, за исключением обеда и 10–минутных перерывов через каждые два часа. В итоге за день можно более 500 раз дверь открыть. Плюс доставка багажа — бывают чемоданы и по 30 кг. Даже для молодежи нагрузка немаленькая. Но главное — никому не показать свою усталость, не облокотиться, не забыть о приветливой улыбке, не проморгать гостя. Чтобы ничто не отвлекало от работы, швейцарам нельзя пользоваться даже мобильным телефоном, а также брать в руки книгу или газету.

— Скучно, поди, просто стоять у двери?

— Да, тяжеловато бывает, если нет движения. Я тогда стихи читаю. Про себя, по памяти.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Капризные, несдержанные гости. Тогда нужно набраться терпения, выдержать паузу, дать возможность людям высказать свое недовольство, тактично промолчать. Психологически бывает тяжело. Но, как правило, буря быстро рассеивается. Ну а самое приятное, как вы догадываетесь, — это чаевые. Но не во всех странах это принято. Так что далеко не всегда гости благодарят рублем. Бывают и курьезные ситуации. Например, мне на днях дали «на чай» 200 белорусских рублей — некоторые туристы просто не знают наших денег.


Я была уверена, что работа швейцара — сугубо для пенсионеров. В наших отелях оплачивается она невысоко. А какие тут могут быть амбиции? Какой карьерный рост? На деле же оказалось, что вакансии швейцаров часто востребованны именно молодыми людьми с высшим образованием. Следующая ступенька — работа администратором на ресепшене, специалистом отдела бронирования, службы приема и далее по служебной лестнице — в международную индустрию гостеприимства.

Кстати

В будущем швейцаров в гостиницах могут заменить роботы. Робот–дворецкий уже работает в одном из калифорнийских отелей: самостоятельно передвигается по территории гостиницы, вызывает для постояльцев лифт, доставляет в номера свежую прессу, напитки и еду. Для солидности он носит бабочку.

Компетентно

Вадим Дворниченко, профессор кафедры технологий в туристической индустрии Института туризма Белорусского государственного университета физической культуры:

— В мировой гостиничной индустрии швейцар — это важная и высокооплачиваемая штатная единица. В респектабельных отелях ему необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком. Что касается внешнего вида, тут тоже есть ряд требований. Лицо мужчины должно быть чисто выбрито, усы ухожены и подстрижены (ношение бороды допустимо только для персонала, не контактирующего с гостями). Форма — опрятная, отглаженная. Обувь — начищена до блеска. В небольших отелях швейцар может выполнять функции охранника, вахтера и носильщика.

В нашей стране более 20 вузов готовят профессионалов в сфере гостеприимства. Разумеется, речь не о дипломированных горничных или швейцарах. Обучают специалистов, которые могут выполнять различные обязанности, от приема гостей до маркетинговых исследований. Однако нередко студенты совмещают учебу с работой официантами или горничными в гостиницах, чтобы к выпуску иметь возможность карьерного роста или, скажем, попасть в кадровый резерв. В то же время краткосрочное обучение по специальности «Швейцар» проводят, к примеру, в Московской академии туристского и гостинично–ресторанного бизнеса.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 44 (24674). Суббота, 7 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter