Часто случается, что, не зная, куда выбросить мусор, люди спешат вывезти его на дорогу. Возможно, корни такого предпочтения - в нежелании мусорить в лесу или у водоема. Может быть, так происходит в силу не самой лучшей деревенской привычки засыпать мусором лужи, выбоины, уличные ямы. Дорожники считают по-другому: мусор им подбрасывают потому, что знают - никуда не денутся и уберут.
И дорожники действительно убирают, наводят порядок, понимая, что никто другой за них этого не сделает. Работы, связанные с благоустройством, поддержанием чистоты на доверенных километрах, для РУП "Минскавтодор" (отвечает за автомобильные дороги Минской области республиканского значения) - главное дело. В беседе с корреспондентом "СБ" генеральный директор предприятия Олег Пигунов отметил, что его подчиненные обслуживают 2.258 км дорог. И хотя дорожники не несут круглосуточного дежурства, контроль за состоянием дороги ни на минуту не ослабевает. Есть центральный диспетчерский пункт - в департаменте "Белавтодор". Следующее структурное подразделение в плане постоянной связи - диспетчерская в "Минскавтодоре". Затем - диспетчеры в ДЭУ и на линейных дорожных дистанциях (последние контролируют, как правило, 70 - 100 км дороги). Патрульные бригады совершают объезды, убирают мусор, следят за состоянием знаков. По мере необходимости (гололед, прочие проблемы, подбрасываемые природой) вызывают необходимую подмогу. Зимой, как правило, большинство предприятий работает в две смены. Кстати, такой практики раньше, до создания "Белавтодора" и его региональных структур, не было. До 1998 года только 6 тысяч километров белорусских дорог содержалось по подобной схеме. Сегодня же под контролем все 15 тысяч дорог республиканского значения. При наших традиционных жалобах на бедность, недостаток технических средств и так далее радует оптимизм дорожников Минщины. И хотя на "Минскавтодоре" в целом вместо положенных 25 километров один пескоразбрасыватель обслуживает 50 километров, минчане считают, что этого достаточно: не такая уж, говорят, это и большая перегрузка. Дорожников беспокоит другое: трудностей в последние годы стало больше из-за того, что страшно низкой становится культура поведения автомобилистов, пешеходов, работников окрестных хозяйств. Загляните в придорожные лесопосадки: аккумуляторы, негодные автошины, прочие запчасти... Что только не выбрасывают - впору специально заняться сбором металлолома. Только в конце минувшего года подразделения "Минскавтодора" ликвидировали 88 свалок мусора и завалов. Убрали 4 несанкционированных карьера. Пользователям земель на прилегающих к дорогам территориях было выдано 53 предписания и составлено 26 административных протоколов. А всего за 2002 год по нарушениям, которые совершили пользователи земель у дорог, выдано 216 предписаний. Но ясно, что одними предписаниями цивилизованного отношения к дороге у нарушителей не воспитаешь. Выписав штраф, можно бороться лишь с конкретной свалкой, да и то без всяких гарантий, что вскоре она вновь не появится на том же месте. Но как бороться с воровством скамеек, которое приходится фиксировать на площадках отдыха возле трасс?
Серьезная проблема и сохранность дорожных знаков. Мы дружно ропщем на то, что не всегда в нужном месте установлены указатели. Ругаем дорожников, когда зимним вечером или ночью вынуждены сокращать скорость из-за плохой видимости. Но ведь сигнальные вехи в начале зимнего сезона устанавливаются в линию через каждые 100 метров. К весне же целыми остается только третья часть... Между тем стоимость одного дорожного знака равна сумме, эквивалентной 30 долларам. Так что, когда увидите, что лежит на земле обычный "дорожник", - знайте, что вот-вот ветер унесет неведомо куда три десятидолларовых бумажки. Унесет, разумеется, из вашего кармана. Ведь, как известно, существуют республиканский и местные дорожные фонды, формирующиеся из налогов на приобретение транспортных средств, с продаж автомобильного топлива, с пользователей автодорогами, других видов сборов. Как ни крути - это и наши деньги. И необходимость их тратить зависит, пожалуй, напрямую и от того, как мы относимся к дорогам.
"Привет" из кювета
Часто случается, что, не зная, куда выбросить мусор, люди спешат вывезти его на дорогу.