Кремневые орудия труда: как мы вместе с археологами искали уникальные артефакты минувших эпох

Привет из каменного века!

У  одних лето ассоциируется с долгожданным отпуском, у других — с сезонной работой. Археологи из числа вторых: с потеплением у них дел невпроворот. Пакуют чемоданы и отправляются в командировки. Экспедиции обычно проходят в спартанских условиях. Мы поехали в одну из них, чтобы вместе отыскать уникальные находки.

Ученым-историкам уже который год помогают местные школьники.

Сокровища тысячелетий


В июне наши археологи работают в двух точках на карте страны. Раскопки идут в окрестностях деревни Обчин, что находится на юго-западе от Любани в сторону Солигорска. Там ученые пытаются узнать, как 3000 лет назад обустраивали свой быт наши далекие предки. Предположительно там жили представители милоградской культуры.

Вторая площадка для исследований находится в Ивьевском районе Гродненской области. Раскопки развернулись неподалеку от места, где недавно произошла археологическая сенсация — из Немана подняли лодку, возраст которой 500 лет. Ученые продолжают там работать и намерены добыть более древние уникальные артефакты. С большим любопытством к ним присоединяюсь.

Добраться до нужной точки не так-то просто. Выхожу из маршрутки, которая следует в сторону Гродно, на 118-м километре трассы М-6, дальше двигаться на общественном транспорте не получится. До деревни Миколаево — 8 километров. Еще какое-то время надо идти пешком в глубь глухого леса. Рой комаров и слепней, которые больно кусаются и громко жужжат, сопровождает до самого пункта назначения. Но там об этой проблеме быстро забываю: вливаюсь в процесс с головой, а это безумно интересно!

Светлана Велент-Щербач, научный сотрудник отдела археологии первобытного общества Института истории НАН, сразу вводит в курс дела. Начинаем с небольшой экскурсии:

— Это уникальное место. Сами посудите: обычно, чтобы дойти до древней эпохи, нужно поднять огромный пласт Средневековья. А в этом месте нет: люди жили на этой территории 12 тысяч лет назад, а потом уходили навсегда, — мой гид показывает в сторону Барово-17, стоянки эпохи финального палеолита. — А вот место, с которого начинались раскопки, — Барово-5. Это первобытная стоянка рубежа каменного и бронзового веков. Люди, вероятно, отсюда ушли за рекой, которая со временем поменяла свое русло. Территория очень богата на ценные артефакты.

Первая находка — фрагмент кремневой пластины, которая раньше была ножом. Записываем, где нашли артефакт, помечаем его координаты на миллиметровой бумаге.


Археолог рассказывает: масштабные исследования тут начались еще пять лет назад. Уже раскопано 100 квадратных метров — нашли наконечники стрел, орудия для обработки кожи, кости, фрагменты горшков. Всем этим артефактам примерно 4—6 тысяч лет. Ученые-историки досконально исследовали это место, а потом решили пойти в разведку по окрестностям. И не прогадали: только за неделю нашли 12 новых мест для раскопок. Их исследование поможет проследить, как постепенно шло заселение этого региона.

История под ногами


Приближаемся к месту, где сегодня кипит работа. Прямо под моими ногами находится памятник эпохи неолита и бронзы. Люди на этой площадке жили 4 тысячи лет назад. Светлана Велент-Щербач обращает внимание:

— Условия для работы тут хорошие. В городище Обчин, где работают наши археологи, голое поле. Летом раскопки идут под палящим солнцем, осенью с ног сносит сильный ветер с песком. А тут тень: мощные кроны деревьев защищают и от солнца, и от дождя, и от ветра. Правда, это глухой лес и можно встретить медведя. Такое у меня уже случалось: убегала два километра к машине, было очень страшно.

…Стоянка Барово-15 находится на небольшом возвышении. Рядом низина — предположительно здесь тысячелетия назад и текла река. До моего приезда археолог заложила шурф — маленький раскоп. Там было около 150 находок. В основном это изделия из камня — самого распространенного материала, из которого изготавливали орудия труда. Это заготовки орудия из кремня, скребки, кремневые рубила, а также так называемые отщепы — отходы производства, которые получались при скалывании с заготовки.

Было решено, что надо копать и дальше. Археолог подготовила площадку в 12 квадратных метров, несмотря на трудности: в лесу деревья выкорчевывать нельзя, их надо обминать — именно поэтому некоторые места раскопов похожи на зигзаги. Артефакты, которые ждут своего звездного часа под крепкими многолетними растениями, останутся нашим потомкам.



Я, кстати, не единственный гость на Барово-15. Ученым-историкам уже который год помогают местные школьники. Дарья Катанекша, ученица Лелюкинской средней школы, трудится на летних раскопках уже пятый год. Вот и в этот раз берется за садовый совок и кельму — отшлифованную с обеих сторон стальную лопатку. Начинает ловко орудовать этими строительными приспособлениями. Задача ответственная: сделать «профиль».

Что это значит, археолог Светлана Велент-Щербач показывает уже на месте:

— Нам надо углубиться в землю на 40 сантиметров. Снять слой хвойной иглицы, дерна, выкопать корни старых растений. Добраться до слоя подзолистых почв.

Действуем: на глубине 10—15 сантиметров видим прослойку почвы практически черного цвета, в которой множество углей. Значит, тут был большой пожар. Копаем дальше, пробираемся к рыжему песку. Это культурный слой, где находятся ценные артефакты. В этой зоне надо работать максимально аккуратно, спешить нельзя.

— Нашел! — школьник Павел Сущинский, который участвует в раскопках уже четыре года подряд, демонстрирует скол кремневого ножа, который был в огне.

Юному археологу-любителю помогает новичок Владислав Бутрим. Он на раскопе работает впервые, но уже хорошо ориентируется, что надо делать. Ребята вместе находят множество мелких кусочков орудий труда, все они сосредоточены на небольшом участке земли. Это может значить, что в этом месте тысячи лет назад трудился мастер по изготовлению каменных ножей.

— А я в этом лесу нашла настоящий кремневый нож, которому 4 тысячи лет! — вспоминает девятиклассница Дарья Катанекша. — Домой находки забирать нельзя, все обязательно передаем руководителю экспедиции. Она — в Институт истории НАН.

Приветы из прошлого


Пока школьники работают, археолог закладывает новый шурф неподалеку. Устанавливает геодезический прибор для снятия нивелировочных оценок, записывает в тетрадь какие-то цифры. Ставит колышки, чтобы обозначить территорию, ограждает ее веревкой. Затем берется за лопату и начинает копать. Мальчишки помогают — все-таки тяжелая работа.

— Мы немного топографы, немного геодезисты и чуть-чуть строители, — смеется археолог. — Новый раскоп занял 4 квадратных метра. Надеюсь, он принесет нам много находок.

Наблюдаю за процессом: все сосредоточенно расчищают каждый сантиметр земли, несмотря на рой комаров, беспощадно кусающих археологов. Работать приходится в плотной одежде, которая закрывает фактически все тело, на голове — капюшон. Очень жарко, но что поделать… Светлана Велент-Щербач в процессе рассказывает:

— Бывает, находки встречаются уже на глубине 10—15 сантиметров. Иногда что-то стоящее можно найти, только если углубиться в землю на 3—4 метра. Если раскопки проходят в городе, то это все 12 метров! Культурный пласт там находится очень глубоко.

Светлана Велент-Щербач устанавливает геодезический прибор для снятия нивелировочных оценок.

Время идет, команда трудится. Итак, первая находка — фрагмент кремневой пластины, которая раньше была ножом. Ученый-историк записывает, где конкретно нашли артефакт, помечает его координаты на миллиметровой бумаге — свое-образной карте раскопок.

Каждая находка очень ценная. Кроме небольших свидетельств того, что люди населяли эту территорию 4—12 тысяч лет назад, находят и более крупные артефакты. Например, раскопали довольно странную конструкцию, похожую на усеченный конус. Сложен он из 126 камней, высота — 30 сантиметров. Внутри хранились фрагменты кремневых орудий труда. Возможно, их 5—6 тысяч лет назад собирал ребенок, который играл возле рабочего места мастера. Ученые исследовали и берега Немана: там нашли костяной наконечник копья, которому 7—8 тысяч лет.

— В песке или глине артефактов не так много, как на илистом дне или торфяниках. В этом плане повезло археологам, которые работают у деревни Осовец Бешенковичского района. Там давно ведутся грандиозные археологические раскопки. Находок там очень много, — говорит Светлана.

Кривинский торфяник — один из уникальнейших комплексов неолита и бронзового века на территории Восточной Европы. Там сохранились деревянные и костяные предметы, амулеты, янтарь, подвески из звериных клыков, керамические черепки и кувшины. Аналогов многим находкам попросту нет. Чего только стоит костяная дудочка или ложка из кости медведя.

Светлана Велент-Щербач вспоминает одну из своих экспедиций в Осовец:

— Чувства переполняют, когда держишь в руках чехол для иголок. Он изготовлен 4 тысячи лет назад, украшен орнаментом. За артефактами с многовековой историей поеду и в этом году.

Археолог в теплое время года почти всегда на чемоданах. Семью фактически не видит, а в экспедициях живет в палаточных городках. Питается тем, что приготовила на костре.

— Почти как первобытные люди, — смеется собеседница. — Но это того стоит.

ypopko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter