Привет Фрейду от Шарбеля

В редакцию пришло письмо от нашей читательницы из Минской области.
В редакцию пришло письмо от нашей читательницы из Минской области. Вот строки из него. "Существование иных цивилизаций и опасность контакта с ними - темы, которые долгое время у нас не обсуждались. Складывалось впечатление, что мы действительно одни во Вселенной. Конечно, приятно чувствовать себя единственными хозяевами. Но это не так! Инопланетяне не налаживали с нами связь то ли из-за деликатности - боялись испугать, то ли понимали несвоевременность такого знакомства. Во всяком случае, не мешали жить и больше контактировали с Америкой. Да и зачем инопланетянам сбрасывать свою "летающую тарелку" в наши белорусские болота? Заржавеет - и только.

Однако на самом деле мы всегда находились под пристальным вниманием других цивилизаций. Правда, управляли нами так искусно, что никто об этом и не подозревал, - например, через сны. Подобное нам кажется сложным, на грани фантастики, а для них - пустяк, обычное дело. Следует еще сказать о космосе. Чего ждать от него - не знает никто. А странные состояния, в которых иногда пребывают космонавты, - это действие на них инопланетян. Успокойтесь, уважаемые космонавты! Конечно, своими экспериментами они пугают вас, но, несмотря на то что вы полностью находитесь в их власти, они милостиво разрешают вам работать в космосе и позволяют живыми вернуться на Землю".

Если кто-то думает, будто корреспонденция подобного рода в редакционной почте редкость, смею заверить - ошибаетесь. И "Письма счастья" к нам идут, и предложения целительства по фотографии, и еще ворох всякого, чему даже трудно найти определение. Все это было бы ничего - мало ли чудаков на белом свете. Вот только ученые начинают высказывать свою "научную обеспокоенность": по их мнению, налицо уже не отдельные факты проявления странностей, а сформировавшаяся тенденция, характеризующая вполне конкретные мутации общественного сознания. По крайней мере, моя собеседница - старший научный сотрудник Института философии Национальной академии кандидат философских наук Наталья КУТУЗОВА придерживается именно такой точки зрения.

- Наталья Александровна, что же порождает поток псевдонаучных и квазирелигиозных верований среди наших, казалось бы, таких образованных современников?

- Думаю, виновато явление, которое мы называем "размытой религиозностью". Именно здесь надо искать корни процессов, о которых вы говорите. Обычно у нас принята дилемма: верующий - неверующий. Но когда затрагиваешь суть проблемы, встает вопрос: а в какие, собственно говоря, объекты люди верят? И тогда выясняется: часть тех, кто относит себя к верующим, на деле реализуют не одно из традиционных вероучений, а просто озвучивают потребность верить во что угодно. Кстати, особо выделяется группа, верящая одновременно и в Бога, и в гадания, ворожбу, магию - вот такая мировоззренческая каша. Вообще, если по опросам у нас 50 процентов людей говорят, что они религиозны, не нужно думать, будто оставшиеся 50 - нерелигиозны: в данной категории немало тех, кто верит в квазирелигиозные объекты.

- Получается, десятилетия атеистического воспитания принесли плоды довольно своеобразные?

- Сами квазимодели - это эклектический набор дохристианских народных верований - ворожба, гадания, порча, сглаз, разные магии - и паранаучных мифов, в большом количестве поставляемых астрологией, экстрасенсорикой и тому подобным. Кстати, многие верят во все подряд - прямо по списку. Если обратиться к цифрам, получим такую картину. В соответствии с репрезентативной социологической выборкой в гадания верит треть опрошенных, около 40 процентов - в ворожбу, порчу, сглаз. Порядка 25 процентов в своей жизни непосредственно руководствуются астрологическими советами. "Летающие тарелки" считает реальностью пятая часть опрошенных, чаще всего молодежь, пенсионеры более консервативны, да и меньше читают в силу возраста и здоровья. К экстрасенсорике обращается около 13 процентов - в большинстве граждане пожилого возраста.

Рост псевдонаучных и квазирелигиозных верований приходится на 1995 - 1998 годы. Именно тогда обрушился буквально шквал публикаций в прессе - "зачастили" НЛО, нетрадиционные методы лечения пошли потоком, проникая в традиционную медицину и создавая там целые псевдонаучные теории.

Нужно отметить, что наиболее псевдорелигиозными являются женщины средних лет. И как ни удивительно, 55 процентов из них получили религиозное воспитание.

- В данном контексте, наверное, стоит подробнее поговорить о воспитании и образовании?

- Пожалуй. Я сама много раз была свидетелем, когда в детскую аудиторию приглашались, казалось бы, профессиональные психологи, социальные работники, но они почему-то говорили такие странные вещи, что оставалось только за голову схватиться.

Некоторое время назад я водила сына на занятия во Дворец молодежи. Пока дети занимались, родители, бабушки и дедушки имели возможность общаться с некоей особой, представлявшейся то психологом, то нетрадиционным медиком. Она активно давала советы всем подряд. Кроме того, дама "живописала" потрясающие вещи. От нее, например, можно было узнать о том, что "энергетика кактусов несовместима с... энергетикой собак", а детская кроватка с деревянными прутьями по бокам, по ее версии, - настоящий термоядерный реактор, который, как она говорила, "агрегирует" отрицательную энергию. Причем все это "доказано наукой". Абсолютно уверена: несмотря на явную абсурдность "теорий", кое-кто, придя домой, начинал выбрасывать кактусы или провозглашал борьбу с детской кроваткой...

Одно время шли споры о валеологии. Против нее очень резко высказывается православная церковь. Я бывала на таких собраниях, выступала там. Уверена, опасность не в самой валеологии как таковой, опасность может быть в том, кто доносит данную информацию до слушателей.

- Каковы, на ваш взгляд, последствия распространения квазиучений?

- Нередко псевдонаучные верования приобретают формы социальных и политических мифов. Мифы способны создавать коммуникационные пространства, что, в свою очередь, содействует их проникновению в сферу образования, а иногда даже и в государственную идеологию. Возникают специфические учреждения, как, например, Международная академия информатизации в Москве. Когда-то эта академия готовила доклад о так называемой уфологической безопасности, который слушали в ответственных государственных структурах. Занималась она также разработкой новых направлений - таких как психотроника. В начале 90-х в России существовал Центр нетрадиционных технологий, финансировавшийся через государственные структуры. Но в России вовремя отреагировали на подобные вещи: тогда же, в 90-х, появился ряд постановлений о порочной практике финансирования псевдонаучных исследований, а с 2001 года начала работу специальная комиссия, куда входят ученые, занимающаяся выявлением и отсевом псевдонаучной шелухи. Ежегодно эта комиссия проводит научные конференции. Важно подчеркнуть: там не рассматриваются религиозные верования - свобода совести гарантирована каждому.

У нас в стране подобного органа нет (надо отдать должное: в Беларуси и подобных "чудачеств" значительно меньше), тем не менее лишним он бы не был и без работы не остался. Создать такую структуру можно при Национальной академии наук. Я убеждена: научная реакция на все эти странноватые изыскания просто необходима.

С моей точки зрения, вызывает тревогу тенденция сокращения курсов по философии, истории в высших учебных заведениях, что неизбежно негативно повлияет на уровень и качество образования. Тем более когда в силу объективных причин образование отстает от науки. Возникающий разрыв можно ликвидировать с помощью научно-популяризаторской, в том числе издательской, деятельности. Именно так поступают в Европе. Посмотрите, практически все детские энциклопедии на наших прилавках - переводные. Ну а где свои? А как было бы здорово создать на базе какого-либо научного учреждения технопарк, который занимался бы научно-популяризаторской деятельностью - прежде всего среди детей и молодежи!

Псевдонаучные верования зачастую опасны и в социальном плане, так как реализуют патерналистский миф, предполагающий жесткую зависимость индивидуума от различных "энергий", "кармических советов" и тому подобных придумок. Посмотрите, что происходит: открываю книгу - а там рассказывается, как "чакры почистить"! Хотите "карму исправить"? Плевое дело - все киоски рекомендациями завалены. И уж совсем убило, когда пришла к родственникам, а там... "святой Шарбель" стоит. Не собственной персоной, конечно, - в виде "целительной фотографии". Еще Фрейд писал: людьми движут принцип реальности и принцип удовольствия. Так вот в тех случаях, о которых идет речь, принцип реальности стерт абсолютно. Что совсем небезобидно. И небезопасно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter