Приватизация: эмоции в сторону

На заседании Президиума Совета Министров вчера довелось стать свидетелем если не ЧП, то чего-то подобного.
На заседании Президиума Совета Министров вчера довелось стать свидетелем если не ЧП, то чего-то подобного. Премьер-министр Владимир Ермошин предложил снять с обсуждения вопрос об итогах реформирования государственной собственности в прошлом году и задачах в этой сфере на год нынешний. Причина - в предварительно подготовленных материалах "нет ни слова об эффективности работы реформированных предприятий". А голые цифры приватизированных объектов никому не нужны. Члены Президиума согласились с предложением Премьер-министра, хотя глава Министерства по управлению госимуществом и приватизации Василий Новак и пытался возражать. Понять его можно: вопрос готовился к рассмотрению не один месяц, а назревших проблем в подведомственной сфере более чем достаточно.

Происшествие, думается, симптоматичное. Приватизация не один год находится в центре споров, причем мнения в обществе высказываются порой полярные. Не далее как на прошлой неделе известный экономист Леонид Злотников на заседании международного клуба директоров ратовал за то, что надо все проблемные предприятия распродать - и пусть, фигурально выражаясь, об "Интеграле" голова болит у "Филипса". На что оппоненты приводят массу примеров, когда приватизированные предприятия доводятся до ручки и объявляются банкротами. Что примечательно, серьезные разногласия имеются на всех уровнях общества, от "дворового совмина" до настоящего правительства.

Несомненно, что именно эта сумятица в умах и является главной причиной того, что приватизация в минувшем году сбавила темпы. К примеру, планировалось реформировать 119 предприятий республиканской собственности, но преобразованы в открытые акционерные общества или проданы на торгах лишь 52 из них. Можно ругать Минпром или другие министерства и ведомства за срыв планов, и, очевидно, отчасти это будет правильно. Но как не считаться с такой причиной, как отказ трудовых коллективов от реформирования? Пренебрегать этим - значит абсолютно необоснованно спровоцировать социальную напряженность. Так что стремление Премьер-министра максимально точно расставить акценты в явлении, которое носит определяющий характер не только в экономике, но и общественно-политической жизни, думается, вполне понятно. Тем паче, что и Президент недавно вполне определенно заявил: в сфере приватизации будем по-прежнему придерживаться требования ее государственного регулирования. "Приватизация будет идти штучно".

Наверное, такой подход кое-кому покажется неконструктивным. Имею в виду не только оппозиционеров по определению, но и либералов от экономики. Но в то же время не могу сказать, что он - непреодолимое препятствие для предпринимателей, действительно думающих о государстве и народе. К примеру, недавно мой добрый знакомый, пока иные его коллеги окунулись в политические баталии, откупил у государства один завод, затем - второй, организовал там серийное производство энергосберегающего оборудования, пользующегося спросом в России, и сейчас занят налаживанием работы во вторую смену. Вопреки коммерсантам-теоретикам, он не считает, что заплатил государству слишком дорого, хотя, знаю, ему пришлось пожертвовать очень многим, в том числе и в плане личного потребления. Но главное - простаивавшие производства теперь имеют отличные перспективы с точки зрения и рабочего, и владельца. Вот, думаю, в упрощенном смысле тот критерий, который и выдвигает государство к приватизации.

Следовательно, вопрос не в том, чтобы поскорее спихнуть с государственного плеча те предприятия, которые сейчас неплатежеспособны. Проблема - найти на них достойного покупателя. Впрочем, этот посыл имеет и оборотную сторону: подлинного хозяина надо привлечь разумной государственной политикой. Взглянем на проблему шире. Комфортно ли живется сегодня частнику, деловому человеку в нашей стране? Оставим без обсуждения такие "мелочи", как колкости, а то и злобу обывателя в адрес т.н. "новых белорусов". Подойдем к проблеме с точки зрения экономики. Что вы скажете, если в ваш карман залезет сосед, пусть даже с самыми благими намерениями по поводу траты изъятых денег? Ответ известен. Ну, а как расценить хотя бы всевозможные внебюджетные изъятия, которыми направо и налево грешат местные власти под предлогом посевной, уборочной, борьбы за чистоту улиц или развития спорта? То-то же.

Так что приватизация у нас сейчас, как барышня на выданье: и отдать лишь бы за кого не с руки, но и передержать опасно. Премьер-министр поручил министерствам экономики, госимущества и другим ведомствам подготовить детальный экономический анализ проблемы, чтобы наконец стало ясно, по какому пути мы идем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter