Приватизация — да. А инвестиции?

Как  повысить  конкурентоспособность предприятий на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в госсобственности?

Как  повысить  конкурентоспособность предприятий и экономики на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности?

Этот вопрос был всесторонне обсужден на заседании республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА). Участвовало более 160 человек: руководители предприятий и организаций, представители органов госуправления и законодательной ветви власти, партнеры из Российской Федерации, торгово-экономические советники посольств сопредельных стран и другие эксперты.

Несмотря на то, что государство длительное время испытывает определенный недостаток финансовых средств, госсобственность «не разбазарена». Приватизация же в прошедшем периоде осуществлялась точечным методом. В каждом отдельном случае использовались взвешенные подходы исходя из долгосрочных интересов государства и хозяйствующих субъектов.

Как увязать между собой иностранные инвестиции и приватизацию в  банковской сфере? Об этом подробно рассказал Александр Галов, заместитель начальника Главного управления банковского надзора Национального банка Беларуси. На 1 ноября 2008 года доля участия нерезидентов составляла 22,5 процента от суммарного уставного фонда банков. Сегодня государство полностью вышло из состава участников некоторых банков. Дальнейшее изменение в них структуры собственности будет прежде всего определяться привлечением нерезидентов в состав участников 5 банков, контролируемых сейчас государством. Это «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белинвестбанк», «Паритетбанк» и «Белвнешэкономбанк».

Процесс приватизации банковского сектора положительно влияет на тенденцию наращивания его активов. Вот цифра для сравнения. В начале 2008 года отношение активов к ВВП составляло 35 процентов.  А 1 ноября того же года возросло до 39 процентов. Отмечу также, продолжал А. Галов, что на начало ноября 2008 года объем этих активов составлял уже 59,5 триллиона белорусских рублей. Сумма увеличилась за январь—октябрь 2008 года почти на 43 процента. В то время как за весь 2007 год активы возросли на 43,8 процента.

Приватизация государственных банков повысит эффективность банковского сектора страны в целом.

Сергей Линг, почетный член президиума БНПА:

— Любой наш возможный иностранный инвестор рассуждает так: Беларусь на транзитном направлении, что очень важно. Далее, не рискует ли он, вкладывая свои деньги в нашу экономику? И видит: государство настолько сильно, финансовый контроль настолько жесткий, что возможности кому-то разворовать его деньги просто отсутствуют. Следующее: начался процесс приватизации и акционирования предприятий, и это для иностранных инвесторов весьма хороший сигнал. Соответствующие гарантии со стороны государства банкам и вкладчикам. Высокий уровень образования населения и квалификации кадров. Все это и многое другое для иностранных инвесторов весьма привлекательные факторы, наша козырная карта, которую мы просто обязаны использовать с максимальной выгодой для себя.

Александр Ковтуненко, генеральный директор консорциума «Наука. Экономика. Право», доктор экономических наук, привел такие любопытные цифры. В целом иностранные инвестиции к мировому ВВП составляют 22,7 процента. В России эта цифра равняется 6, в Беларуси – 2 процентам. Конечно, возможности для привлечения иностранных инвестиций у нас есть. Но откуда они быстрее придут — то ли с Запада, то ли из другого региона?..

— Нам нужно четко определить позицию так называемых стратегических инвесторов, — считает профессор Петр Капитула. — Сначала следует научиться эффективно, с максимальной пользой для экономики использовать в производстве свой национальный капитал, который очень большой. А затем привлекать иностранцев.

А вот мнение Николая Стрельцова, председателя БНПА:

— Особенно важным для экономики нашей страны сейчас является объединение процессов прихода иностранных инвесторов и приватизации. Одно национальное агентство по привлечению иностранных инвестиций Минэкономики вряд ли с этой работой справится. Ведь она сосредоточена на продвижении наиболее крупных и значимых проектов. А что делать с тысячами предприятий, в том числе  коммунальной формы собственности? Многие из них расположены в малых населенных пунктах, где с 2008 года в соответствии с указом главы государства существуют льготные условия для ведения бизнеса. Кстати, об этом мало знают даже наши ближайшие соседи, которых интересует работа в белорусских регионах. В этом я недавно убедился, участвуя в заседании авторитетной и влиятельной организации  — Международного конгресса промышленников и предпринимателей. Беседуя с коллегами, понял, что они почти не располагают информацией о проходящих у нас реформах. БНПА по мере своих возможностей пытается восполнить данный пробел. Представляется, что работа по позиционированию Беларуси, как государства с большими инвестиционными возможностями, должна проводиться системно и массово.

Думается, что и наши банки могут также быть прямыми, а не косвенными инвесторами процесса приватизации. Именно теми центробежными точками, вокруг которых естественным образом происходила бы концентрация промышленного капитала. Это не значит, что банки, скупая предприятия, должны заниматься несвойственными им функциями, например организацией производства и сбыта продукции. Такие функции за них могли бы делать управляющие компании. Но наладить контроль за рациональным и эффективным использованием ресурсов в качестве собственников банки способны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter