Притяжение педагогики

Блестящей дипкарьере Станислав Чернушевич предпочел профессию учителя

Блестящей дипломатической карьере Станислав Чернушевич предпочел скромную профессию школьного учителя и никогда потом не сожалел о сделанном выборе

Мао Цзэдун, если не ошибаюсь, утверждал, что прочитай хоть миллион книг, все равно императором не станешь. Соглашаться или не соглашаться с ним – личное дело каждого. Но как бы там ни было «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». А коль есть ученик, то должен быть и преподаватель. Давно знаком со Станиславом Чернушевичем, о котором без всякого преувеличения можно сказать так: учитель божьей милостью. Со мной, думаю, согласятся многие из его бывших и нынешних воспитанников, которым он, наряду с изучаемыми предметами, преподал также уроки честности и справедливости и по-прежнему продолжает сеять разумное, доброе, вечное.

В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». У директора государственного учреждения образования «Копыльский сельскохозяйственный профессиональный лицей» Чернушевича жизненная стезя всегда была прямой, ровной, без извилин и ухабов: не ловчил, не приспосабливался, не подличал, ни перед кем не прогибался и не угодничал… И хотя неоднократно приходилось менять место работы и даже жительства, он, по большому счету, никогда не изменял своему призванию, находясь в разных ипостасях, оставался педагогом и воспитателем.

— Родился в многодетной крестьянской семье в деревне Скабин на Копыльщине, — рассказывает Станислав Константинович, — где больше всего ценились трудолюбие, отзывчивость, порядочность. Отец вместе с несколькими односельчанами в тридцатых годах прошлого столетия организовал колхоз — один из первых в районе. Сегодня это известный в столичной области СПК «Скабин», и очень приятно, не скрою, осознавать, что у его истоков стояли мои родители. 

Сам Чернушевич после школы тоже поначалу подался в сельское хозяйство, работал слесарем в местной райсельхозтехнике. Но аграрий из него так и не получился. Спустя год подал документы в Минский государственный педагогический институт иностранных языков, успешно сдал экзамены и был зачислен в число студентов этого престижного высшего учебного заведения. По тем временам диплом вуза был своего рода пропуском для успешного продвижения по служебной лестнице. Вот и перед новоиспеченным учителем немецкого и французского языков замаячили заманчивые перспективы — предложили стать военным переводчиком. И когда он отказался, на него смотрели, как на чудака, у которого, извините, с головой не все в порядке. Невдомек было «доброжелателям», что для Чернушевича нерушимы крестьянские устои и традиции. Одна из них – обязанность по уходу за престарелыми родителями — обычно возлагалась на младшего сына, и Станислав Константинович безропотно, как заданное, это воспринял.

— Преподавал поначалу немецкий язык в сельской средней школе в деревне Песочное, — вспоминает Станислав Константинович. — Там же встретил свою будущую супругу, которая приехала по распределению после окончания Минского государственного педагогического института, и вот уже тридцать пять лет идем с Татьяной Емельяновной рука об руку по жизни. Вырастили и воспитали сына Станислава – нынче студент одного из столичных вузов.     

Однако, пожалуй, наиболее глубокий след в судьбе Чернушевича оставили годы работы в Докторовичской средней школе, где был директором в течение двух десятилетий. Именно на эту пору пришлась командировка в Монгольскую Народную Республику. Понадобился директор со знанием немецкого языка в одну из школ, в которой обучались дети работавших в МНР советских специалистов. Ему до сих пор невдомек, чем приглянулась его кандидатура среди прочих претендентов. В общем, дал согласие и… отправился сдавать экзамен на профессиональную пригодность в Москву. Между прочим, экзамен, который принимала аттестационная комиссия во главе с тогдашним заместителем министра образования СССР, длился сорок пять минут. Успешно выдержав все испытания, Чернушевич в числе трех счастливчиков отбыл к месту назначения.

— Случилось это в 1986 году, — говорит Станислав Константинович. – В стране грянула горбачевская перестройка, и вместо школы я оказался… в генеральном консульстве СССР в городе Багануре.

К столь чудесной метаморфозе в своей биографии он отнесся спокойно: раз надо — значит, по сему и быть. В конце концов не боги горшки обжигают, да и богатый педагогический опыт кое-что значил. В итоге зарубежная командировка растянулась на три года. Среди наиболее памятных событий того времени – встреча с членами Политбюро КПСС Яковлевым, Долгих и Шевардна­дзе. А еще знакомство с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой, которую в течение недели сопровождал в поездке по Монголии. Когда же пришла пора возвращаться на родину, Чернушевичу опять поступило предложение, от которого, как говорится, не принято отказываться: остаться на дипломатической работе. И в очередной раз он, что называется, остался при своих интересах.

— Возможно, из меня и получился бы неплохой дипломат, — рассуждает Станислав Константинович, — но и тогда, и теперь остаюсь при мнении, что это не мое призвание. Да и домой, к любимой работе, откровенно говоря, тянуло. Кое-кто считает профессию педагога непрестижной, а тех, кто ее выбирает, едва ли не неудачниками, а вот по мне — так нет более важного дела.

Хорошо зная Чернушевича, могу за­свидетельствовать, что сказано это отнюдь не ради бравады или красного словца, это принципиальная, осознанная позиция. По большому счету, он всегда оставался педагогом, даже тогда, когда затем спустя какое-то время был утвержден первым заместителем председателя Копыльского райисполкома, курировал социальную сферу в районе и, насколько знаю, неплохо справлялся со своими новыми обязанностями. А ведь пришелся этот период его трудовой деятельности на лихие девяностые годы, и тем не менее именно тогда началось строительство новой центральной больницы и гимназии № 1 в Копыле, были реконструированы и переоснащены несколько участковых больниц и сельских школ в районе. Изрядно поднаторел за это время и в экономических вопросах, доводилось конкретно заниматься также проблемами агропромышленного сектора. Приобретенный опыт затем пригодился, когда возглавил Мядельский райисполком. Параллельно с отличием закончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь и даже получил направление на учебу в аспирантуру.

— Руководитель такого высокого ранга, — говорит Чернушевич, — всегда на виду, ему даны большие полномочия, но и спрос особый. Так вот, мне не стыдно перед людьми за свои дела и поступки, всегда стремился быть предельно объективным и последовательным при принятии решений. Ну а коль кого обидел ненароком, пусть не обижаются. Не со зла ведь, а исключительно в интересах дела.

Рискну предположить, что не всем пришелся по душе его жесткий стиль работы. С другой стороны, эдаким добрячком быть тоже как-то не пристало. Ведь в ответе за целый район, и тут уж не до сантиментов. Остался верен себе и после того, как был назначен пять лет назад директором Копыльского сельскохозяйственного профессионального лицея. Пятилетка Чернушевича – это обновление и реконструкция по всем направлениям, начиная от бытовых, подсобных помещений и заканчивая вводом в строй одного из учебных корпусов, который до этого длительное время был закрыт. Только в минувшем году было приобретено оборудования для кабинетов, лабораторий и мастерских почти на 100 миллионов рублей. В результате на качественно новый уровень был поднят учебно-воспитательный процесс. В настоящее время здесь ведется обучение по десяти востребованным на рынке труда специальностям. Учащиеся лицея постоянно становятся победителями и призерами на различных конкурсах профессионального мастерства. Конечно, было бы неправильно ставить нынешние успехи исключительно в заслугу директору. Они – плод коллективных усилий всего персонала учебного заведения. Да и вклад начальника отдела образования Минского облисполкома Таисии Данилевич в укрепление материально-технической базы лицея тоже весьма весом. Ведь именно благодаря ее чуткому вниманию к запросам лицеистов были реализованы на практике многие задумки. Недавно, например, открыта автошкола по подготовке водителей категории «В». О качестве обучения можно судить хотя бы по тому, что никому из курсантов первого выпуска не пришлось идти на пересдачу теоретического экзамена в ГАИ.

— Дом построил, сад посадил, сына вырастил, — подводит как бы итог прожитому Чернушевич. – А мечтаю, чтобы сын нашел свое место в жизни, был честным и принципиальным, достойным продолжателем дела отца.      

Под этими словами, думаю, подпишутся многие родители. Вскоре у Станислава Константиновича юбилей:

14 февраля, который в календаре значится как День святого Валентина – праздник всех влюбленных, ему исполнится шестьдесят лет. Дата во всех отношениях круглая, а любви, как известно, все возрасты покорны. Влюбленность же, насколько мог убедиться, в характере Чернушевича. Он влюблен в работу, в педагогику, которой никогда не изменял, в супругу, в которой души не чает, в жизнь, наконец, а посему на покой уходить не собирается. Так держать!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter