Притяжение озерного края

На Браславщине умело используют природные условия региона

Браславские кооператоры умело используют уникальные природные условия региона

В последнее время, несмотря на финансовые проблемы, сеть кооперативной торговли курортного края претерпевает внушительные позитивные изменения. И если для местного обывателя подобные нововведения стали делом привычным, то туристы, ежегодно посещающие Браславщину, не перестают удивляться. Прежде всего здесь отремонтировали «визитную карточку» — ресторан «Озерный». Теперь яркий фасад здания заметен издалека, он привлекает посетителей современной подсветкой. В «Озерном» уютный интерьер и, главное, отличная кухня, которой позавидуют даже столичные повара.

А недавно двери распахнул универсам «Родны кут», трудовой коллектив которого возглавила Людмила Хром — латышка, переехавшая в Беларусь на постоянное место жительства лет 20 назад. Новый торговый объект расположился буквально в ста метрах от частного магазина, что вовсе не стало преградой для быстрого приобретения большого количества постоянных покупателей. Всего за первых полмесяца работы товарооборот универсама, в котором предлагается к продаже более 6 тысяч наименований товара, составил порядка 600 миллионов рублей. Согласитесь, что это очень даже немало для населенного пункта, где проживает 10 тысяч человек и располагается три крупных универсальных магазина (два из них — потребкооперации). С учетом того, что курортный сезон уже подходит к концу, результат работы оптимистичный. Он полностью подтверждает правильность расчетов председателя Браславского райпо Людмилы Бабенко о не более чем трехлетнем сроке окупаемости нового проекта.

Чем уникален объект? На торговой площади 475 метров квадратных нашлось место для всего — широчайшего ассортимента мясных и молочных изделий, полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских деликатесов. Оправдывая свое название, магазин предлагает прежде всего товары местных производителей — своего района и области, хотя здесь можно найти продукты практически всех известных в Беларуси торговых марок. Не забыли сотрудники райпо и о гостях озерного края — для них оформлен специальный сувенирный уголок с туристическими картами, информационной полиграфической продукцией, различными поделками народных мастеров и «эксклюзивом» от известных творческих мастерских.

Техническая база универсама в виде современного оборудования, установленного в торговом зале, пяти мощных складских холодильных камер дополняется резервным дизельным генератором, способным обеспечить автономное энергоснабжение объекта в случае непредвиденной аварийной ситуации.

— Оперативное развитие торговой отрасли требует огромных средств. У нас в общей сложности насчитывается 85 торговых предприятий, 7 автомагазинов, 11 объектов общественного питания. Без вложения солидных инвестиций мы окажемся неконкурентоспособными, а потому параллельно с обновлением материально-технической базы нужно вплотную заниматься вопросами экономии, энергосбережения, оптимизации сети, — считает Людмила Бабенко.

Кстати, в настоящее время Людмила Ивановна вместе со своей командой просчитывает целесообразность установки нескольких ветряков, которые возьмут на себя энергоснабжение крупнейших торговых точек. Опыт использования альтернативных источников энергии в районе уже есть. Шесть энергосберегающих индукционных печей закупили для ресторана и кафе. Таким образом, сумма ныне уплачиваемых ежемесячно платежей за потребленную электроэнергию (а это 400 миллионов рублей!) уже в ближайшее время может значительно снизиться.

Кроме того, особое внимание браславчане уделяют расширению рынков сбыта собственной продукции и ее ассортимента. Во-первых, здесь действует единственный в белорусской системе кооперативной торговли цех по выращиванию грибов вешенок. В колбасном цеху мощностью 40 тонн готовой продукции и 20 тонн полуфабрикатов в месяц завершается модернизация. Тут будет внедрена международная система качества, после чего мясные деликатесы, качество и вкус которых уже давно по достоинству оценили многочисленные зарубежные туристы, будут официально поставляться на зарубежные рынки. О том, что в соседней России продовольственные товары браславского производства пользуются повышенным спросом, свидетельствуют многочисленные выставки-ярмарки в Пскове, где на ура идут выпечка, кондитерские, хлебобулочные изделия, соленые и моченые овощи, грибы, другие заготовки. Кстати, по результатам работы заготовительной отрасли браславчане занимают третье место в области. В минувшем сезоне здесь закупили 8 тонн грибов, половину из них засолили. Заморозили и отправили на экспорт 14,9 тонны черники, засолили 7,5 тонны огурцов и 27,5 тонны капусты, на консервные заводы поставлено свыше 760 тонн яблок, закупленных у населения. За полгода браславские кооператоры провели около 100 выставок-продаж, свыше 30 ярмарок, организовали более 40 выездов в другие регионы. В магазинах активно используется дисконтная система продаж.

Без активизации инновационных и инвестиционных процессов районной потребительской кооперации, как считает Людмила Бабенко, однозначно не обойтись. За пять последних лет в районе построено 8 мини-магазинов, отработано 17 агрогородков. В уходящем году отремонтировано свыше 40 сельских торговых объектов. В ближайшее время планируется начать возведение нового магазина в райцентре и торгового павильона, ремонт и реконструкцию магазинов с приобретением дополнительного торгово-технологического оборудования, отработать специализированные объекты по торговле непродовольственными товарами.

Конечно же, при сохранении социальной направленности деятельности райпо не уйти от убытков, которые приносит работа автомагазинов, доставка крупногабаритных товаров в отдаленные деревни. Свою негативную роль здесь играет хуторная специфика района. Так, из 550 населенных пунктов, обслуживаемых райпо, более 400 имеют численность менее 100 человек. Автомагазинами обслуживается около 270 деревень с числом жителей от 1 до 60 человек. Протяженность маршрутов — до 140 километров.

Как утверждают в Браславском райисполкоме, политика нынешнего руководства райпо (руководитель заняла этот пост всего полгода назад) оправдывает себя. За это время кооперативная организация смогла покинуть списки убыточных предприятий, уже имеет на своих расчетных счетах прибыль. Но это, бесспорно, только начало большого и трудного пути к успеху. Главное, что в организации работают люди, чувствующие пульс жизни, умеющие принимать своевременные и экономически обоснованные решения, идти в ногу со временем. А значит, есть надежда, что все у них получится.

На снимке: председатель Браславского райпо Людмила Бабенко.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter