Топ наиболее популярных для отдыха стран среди белорусов возглавляют Турция и Египет

Притяжение морского побережья

Самые страшные опасения тур­агентств не сбылись: наши соотечественники все-таки решили нынешним летом ехать на море. По крайней мере, на настрой большинства туристов не повлияли ни выросшие в рублях цены, ни дедолларизация отрасли, объявленная в начале марта. В результате в некоторых турагентствах клиентов даже прибавилось.



Почти закончившееся раннее бронирование в нынешнем году было довольно необычным. Активный спрос осенью сменился зимним ступором. Однако уже в феврале граждане снова потянулись в агентства. В конце месяца подогрели спрос слухи о запрете приема валюты и перспективы подорожания и без того кусающихся цен. Пожалуй, такого бурного окончания зимы в агентстве «Тайм Вояж» в последние годы не припомнят.

— До сих пор, конечно, приходят с долларами, евро, мы таких отправляем в обменные пункты банков. Для упрощения расчетов цены на сайте указываем и в белорусских рублях, и в валюте – пришлось поработать над программой. Да, считать неудобно, но ко всему можно привыкнуть. Вот в России же привыкли к рублевым расчетам. Переходить на национальную валюту надо было раньше, — уверен директор агентства Руслан Сегенюк.

Коллеги его поддерживают: дедолларизация работу не остановила. Некоторые компании даже не назначают дополнительных процентов к курсу Нацбанка. Среди них – «Топ-Тур». Заместитель генерального директора по маркетингу Елена Мартынова раскрывает карты: провели оптимизацию, отчасти увеличили свои издержки. Зато клиентов прибавилось.

За какими турами идут белорусы? В компаниях не скрывают: стали спрашивать варианты побюджетнее, но не массово. Видно, привыкли граждане к определенному уровню сервиса и не готовы менять пятизвездочные отели на трехзвездочные. Максимум, на что могут согласиться, – выбирать вариант «четыре с плюсом» или «слабую пятерку». Руслан Сегенюк вспомнил: если в марте прошлого года средний чек за путевку составлял 2,5—3 тысячи долларов, сейчас – 1,5—2 тысячи. Топ наиболее популярных для отдыха стран возглавляют Турция и Египет. Со значительным отрывом от них — Черногория и Грузия. Следом идут существенно упавшие в спросе Болгария, Греция, Испания и Италия.



Туристы оценивают еще и бонусы в виде бесплатных экскурсий, скидки, которые предлагают иностранные партнеры наших агентств. Черногорцы, например, до 30% уценили отели, снизила стоимость перелета и «Белавиа» — вот и здесь началось раннее бронирование. В компании «Топ-Тур» вспоминают, что в прошлом году путевки в Черногорию начинали продавать почти что накануне самого отъезда. Сейчас дешевле только Болгария, отдельные курорты которой, например Солнечный Берег, объявляют об удешевлении проживания. 

— По турецким Кушадасам, Греции есть снижение, — добавляет специалист по маркетингу компании «АлатанТур» Никита Лащ. — Это не значит, что проживание всегда будет дешевым. Завтра, например, скидку могут отменить. Но все равно нынешние цены куда ниже, чем будут в сезон.

Вместе с тем в «Тайм Вояже» считают, что скидки в 10—15%, которые чаще всего дают им партнеры, спроса не добавят. Тем более что не все отели еще готовы идти на уступки: только сейчас начинают понимать, что российский рынок просел, пытаются его «реанимировать», параллельно подыскивая туристов из других стран. Глядишь, к августу осознают потери, пойдут на компромисс – только может быть поздно, если наша сторона ввиду отсутствия спроса отменит чартерные рейсы.

— И так уже сократили на Сардинию, греческие острова, в ту же Черногорию. Отказываемся от направлений, которые не пользуются спросом, рисковать и ждать до последнего не будем. Так что придется подстраиваться под то, что осталось: например, ехать не 10 июня, как планировалось, а 15-го. Скоро туроператоры пересчитают проданные туры, начнут объединять своих туристов в одни рейсы и будут решительно отказываться от некоторых чартеров, — прогнозирует Руслан Сегенюк.

Его слова подтверждает и Игорь Чергинец, заместитель генерального директора компании «Белавиа». Несмотря на то что сейчас заявлено на 18% больше чартеров, чем в прошлом году, список сокращается почти ежедневно. Хотя авиаперевозчик, чтобы поддержать тур­операторов, тоже идет на уступки. 

Директор туркомпании «Ростинг» Олег Малашенко высказывает надежду, что в апреле соотечественники одумаются и ринутся за путевками на море. Но хватит ли их всем? Опыт показывает: много предложений с вылетом из Минска не бывает. После банкротства российских турфирм белорусы с опаской относятся к вылетам из Москвы. Тем более что далеко не всегда удается сэкономить: разницу «съедает» дорога из одной столицы в другую.

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter