Генеральный директор ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно‑обувная компания «Марко» Николай Мартынов оказался в числе первых пострадавших от COVID‑19. Практика показала, как коварен коронавирус: одни могут и не заметить течения болезни, другие заболевают моментально и переносят тяжело. Николай Васильевич был на волосок от смерти. Однозначный вывод, который он сделал, поборов болезнь, — надо любить жизнь, любить друг друга и дорожить тем, что имеешь.
Испытание для сильных
Николай Мартынов попал в больницу 1 марта. Через несколько дней поднялась температура, а затем обнаружилась тяжелая пневмония, и организму потребовалась поддержка аппарата искусственной вентиляции легких.
— На ИВЛ я находился всего неделю, но дня три были критическими. После этого и поползли слухи о моей смерти, — рассказывает Николай Васильевич. — Только сейчас начинаю осознавать, как тяжело было моим родственникам. Я‑то лежал и ничего не чувствовал. А проблемы были не только с легкими, но и с другими органами. Врачи Витебской областной инфекционной больницы 45 дней сражались за мою жизнь...
Непонятно, что стало причиной такого сложного течения болезни, но после пережитого думаешь не о том, почему так случилось, признается Николай Мартынов, а о правильности определяемых приоритетов:
— Жизнь и без болезни пролетает как одно мгновение и может прерваться в любой момент. А ты что‑то кому‑то недосказал, кого‑то обидел и исправить уже нет возможности. Еще несколько лет назад никто и подумать не мог, что один белорус будет ненавидеть или бояться другого белоруса. Мы гордились спокойствием на наших улицах, а сейчас...
Возможно, пандемия, как Богом посланное испытание, дает нам шанс переосмыслить происходящее, стать терпимее друг к другу и направить нашу общую энергию на созидание. Ведь только когда ты ценишь то, что у тебя есть, ты по‑настоящему счастлив. Только когда ты любишь кого‑то или что‑то, ты становишься лучше. Поэтому надо любить друг друга, надо любить землю, где живешь, страну, которую мы построили вместе, и тогда будем жить по‑своему и красиво. Но важно, чтобы все мы, а не один, два человека, ментально пришли к этому пониманию.
Пандемия коронавируса создала, по мнению Николая Васильевича, беспрецедентную ситуацию в мире и во многом изменила привычный порядок жизни. Защитные маски в транспорте, магазинах и других людных местах стали уже нормой. Предприятия, не прерывая производственной деятельности, также принимают меры противодействия распространению инфекции. На «Марко» увеличили промежуток между сменами, чтобы дезинфицировать и проветривать цехи, в гардеробах установили ультрафиолетовые лампы для обеззараживания помещения и уличной одежды.
— Мы должны понимать, — подчеркивает Николай Мартынов, — что на нас обрушился малоизученный вирус и главную нагрузку, профессиональную и эмоциональную, приняли на себя врачи. Проявляя высокий профессионализм, необыкновенную стойкость и чуткость, они самоотверженно борются за жизнь каждого. Мы все в неоплатном долгу перед нашими медиками, поэтому обязаны в качестве помощи в их тяжелой работе в первую очередь соблюдать все предписанные меры предосторожности. Между тем и маски многие не носят, и среди этих «гуляющих» наверняка кто‑то является носителем коронавируса.
Если наступит хаос, никто не выиграет, и наши промышленные гиганты однозначно потеряют рынки сбыта. А сегодня эти ниши занимаются мгновенно.
Не трогать экономику
К сожалению, никто не знает, когда закончится пандемия, и негативные последствия для мировой экономики очевидны. Не миновали потери и «Марко». Продажи упали. В России — это основной экспортный партнер — на 50 процентов, поскольку из‑за пандемии там несколько месяцев не работали магазины. В Беларуси объемы реализации тоже снизились, правда, незначительно, уточняет гендиректор холдинга, в том числе из‑за столичных протестных хождений по выходным: одних это отвлекает от шопинга, другим мешает, так как не хотят подвергать свою жизнь опасности.— На фоне пандемии и политических событий становится ясно, что экономическая ситуация будет непростой и перед государством сейчас стоят сложные задачи, — обращает внимание Николай Васильевич. — Искусственно изолировать Беларусь от внешнего мира, когда уже интегрирована вся мировая экономика, и призывать не покупать белорусское считаю подлостью. Не надо делить мир на своих и чужих, это приведет к серьезным последствиям. Политика политикой, но экономику трогать нельзя.
У «Марко» связи с поставщиками не нарушены и производство работает стабильно, но Николай Васильевич даже и думать не хочет о том, что может произойти, если вдруг закроются все пять предприятий холдинга с общей численностью работающих более 5,5 тысячи человек.
— На эмоциях и на улице ситуацию не исправишь. За стол переговоров нужно сесть историкам, политикам, экономистам, чтобы понять, каким мирным путем будет развиваться наша страна. А идти на поводу у кричащих на улице считаю неправильным. Мы видим, что происходит во Франции, Польше, к хорошему это не приводит, — убежден Николай Мартынов.
В ярких красках
Несмотря ни на что, холдинг продолжает работать и смотрит в будущее с оптимизмом. Сейчас отшивают промышленные образцы новой весенне‑летней коллекции обуви, которая с декабря пойдет на поток, рассказывает Мартынов:
— Сегодня модно то, что удобно, так называемое спортивное направление. Думаю, оно проникнет во все сферы нашей жизнедеятельности — и в клубы, и в офисы. Кеды, кроссовки надевают уже и под свадебное платье, и под костюм. Поэтому упор делаем на танкетку, обувь на низком ходу. Конечно, и классическую никто не отменял.
Повлияло на обувное производство и потепление климата. Потребители реже стали покупать ботфорты, полностью утепленные мехом, предпочитая сапоги до щиколотки с облегченным утеплением. Обувь с натуральным мехом покупает у «Марко» в основном Зауралье. И если в 2012 году на утепление обуви предприятие использовало 240 тысяч метров меха, то теперь всего 60 тысяч, а в этом году, возможно, уйдет еще меньше.
В выборе цвета для очередной коллекции на «Марко» стараются уходить от черных тонов. Для зимней обуви предлагают благородный темно‑синий цвет, летом в приоритете остаются светлые тона.
— Молодежь любит яркие цвета, у них популярны красный и желтый. Хотя молодость — понятие относительное, это ведь не возраст, а состояние души. Ментально мы меняемся. Еще каких‑нибудь лет 10—12 назад тяжело было представить, чтобы мужчина надел красные брюки, например, или светлые штаны и куртку глубокой осенью. Сегодня это нормально, и 50—60‑летние тоже стали выбирать яркие цвета.
Николай Мартынов уверен, что от обуви зависит общее самочувствие: если ногам не комфортно, то все мысли о том, как устранить эти ощущения.
Касаясь планов, руководитель обувного холдинга сообщил, что нужно завершить проект по производству обуви в Узбекистане, который сейчас на стадии запуска, а также есть задумка в 2021 году меховой комбинат направить в другое русло, но пока подробности утаил.
— Все, что мы делаем в этой жизни, это для себя и своих близких, — убежден Николай Васильевич. — Не зря же появилась поговорка «Своя рубашка ближе к телу». Поэтому хотелось бы, прежде всего, успеть внуков женить и выдать замуж. Старшей внучке сейчас 13 лет, так что, думаю, запас лет десять есть. Это раньше девушки в 18—19 шли под венец, нынешняя молодежь не спешит создавать семью. Сейчас в 28—30 лет считается нормой. Конечно, хочется увидеть, в какую жизненную колею они станут. Надеюсь, в правильную — внуки у меня хорошие. Может, кого‑то из них увлечет наше обувное дело, тогда я буду спокоен за них и за холдинг.
alimova@sb.by