Что в имени моем?

Приструнить зверя

«Хочу узнать о происхождении фамилий Струн и Драпих. Л.И.Гринкевич, Брест».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Струн по значению соотносится с глаголом «струнить» (ударение на первый слог) — «особым образом перевязывать пасть пойманного хищного зверя струной или чем–то похожим на струну» («Словарь» В.Даля). Отсюда Струн — тот, кто производит струнение. Это подтверждает и старожил деревни Дужевка (Чаусский р–н Могилевской обл.), охотник и рыболов Ефим Агеевич Макаренко (запись 1990 года).

Фамилия Драпих происходит от одноименного прозвания по значению старобелорусского прилагательного «драпежный» — «разбойный; жадный, алчный». Смысл, заложенный в этом прозвании, несомненно, имеет схожесть со значением старобелорусского слова «драпитель» — «бандит, разбойник». Исходным для всех этих образований послужил глагол «драпежити» — «вести разбойный образ жизни» («Гiстарычны слоўнiк беларускай мовы», вып. 9). Отсюда и белорусское слово «драпежнiк» («хищник; перен. тот, кто осуществляет нападение с целью ограбления или убийства»).

«Мы хотели бы узнать происхождение и значение фамилии Чачура (Чечура, Чечуро, Чачуро — так она в нашей семье записана в разных сельских Советах). Проживали в Белыничском районе. И еще хотелось бы узнать значение фамилии Полуян. Татьяна, Могилев».

— В основе фамилии Чачура украинское слово «чечура» — «рыба стерлядь». На Руси ее считали царской, специально разводили в Петергофе для Петра I. Изображение стерляди можно встретить на старинных гербах некоторых городов (например, Саратова и Рыбинска). Фамилию Чачура мог получить тот, кто разводил, ловил или продавал эту рыбу. В соответствии с правилами орфографии по–белорусски фамилию следует писать Чачура, по–русски — Чечура. Чечуро, Чачуро — произвольные, ничем не обоснованные написания.

Фамилия Полуян образована от личного имени Полуян, которое является переозвученным разговорным вариантом церковного имени Полиен (возможно, из греческого поли — «много» — и аине — «хвала»).

«Мой дед по профессии был рывокопом — по найму копал канавы и колодцы. Он был высоким и сильным. Не пил спиртного. Не курил. И всегда обижался на свою фамилию — Слабович. Он говорил: «Моя фамилия должна быть Тугович!» Я как внук тоже ношу эту фамилию. Буду благодарен, если вы поможете узнать ее происхождение. С уважением, Владимир, г.п. Шарковщина».

— Белорусский ономаст Н.В.Бирила считает, что в фамилиях Слабович, Слабко заключен признак прилагательного «слабый» — «малосильный, хилый». Исходным для фамилии послужило прозвание Слабый («Беларуская антрапанiмiя», 1969). Но совсем не обязательно, что первый носитель этого прозвания действительно был слабаком. В дохристианский период родители преднамеренно давали своим младенцам имена с негативной окраской, которые должны были служить оберегами от посягательств злых духов. С введением христианства и новой именословной системы языческие имена были вытеснены в разряд вторых имен–прозваний, откуда и перекочевали в состав фамилий. Основой для фамилии Слабович могло послужить и личное имя Слаба — сокращенный разговорный вариант древнего славянского имени Слободан — «свободный» (В.С.Казаков. «Именослов. Словарь славянских имен и прозвищ»). Присоединение к нему форманта —ович вызвало перенос ударения (с первого слога на второй). В белорусском языке в безударных слогах звук «о» заменяется на «а» (Слабович). В результате смысл фамилии стал ассоциироваться со словом «слабый». Имя Слободан у нас уже вышло из употребления, а у южных славян функционирует до сих пор. Практикуется и его разговорная форма Слаба. Суффикс —ович обозначает родственные связи: Слабович — потомок Слабого или Слабы.

До новых встреч!

Советская Белоруссия № 175 (24805). Суббота, 12 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter