Пристальный взгляд на рабочее место

По официальным данным, в экономике нашей страны работают 4,5 млн. человек... Реальная экономика Александра Лученка

По официальным данным, в экономике нашей страны работают 4,5 млн. человек. Безработными зарегистрированы всего 40,6 тысячи человек — 0,9 процента от всего занятого населения. Цифра достаточно оптимистичная. Однако для вдумчивого эксперта не очень убедительная. Особенно на фоне данных о безработице в соседних странах. В Российской Федерации количество безработных достигло 6,1 млн. человек. Или 8,1 процента экономически активного населения. В Украине — 900,6 тысячи человек — 3,2 процента. Экономическая ситуация в соседних странах непосредственно влияет на Беларусь. Но почему тогда у соседей безработица исчисляется в миллионах человек, а у нас — в тысячах?


Объяснение простое. За рубежом уровень безработицы определяется по методологии Международной организации труда. Согласно ее стандартам, к безработным относятся лица старше 16 лет, одновременно соответствующие трем критериям: не имеют работы (или другого доходного занятия), занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости), а также готовы приступить к работе в течение ближайшего времени. В Беларуси же уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается.


В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. В самом деле, средний его размер в январе составил 47,6 тысячи рублей. Это значит, что безработный может тратить в день примерно полторы тысячи. Чуть больше полудоллара. В эту сумму должны входить расходы на питание, одежду, проезд, оплату жилищно–коммунальных услуг и т.д. Разве этого достаточно при современных ценах?


Из–за относительно небольшого размера пособия уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента.


Размышляя о причинах установления такой величины пособия по безработице, неизбежно приходишь к выводу, что это было сделано для предотвращения увольнения работников с предприятий. Ведь в условиях стабильного экономического роста в стране было достаточно рабочих мест. Могла не устраивать заработная плата, но она все равно была выше пособия. На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам министр труда и социальной защиты В.Потупчик сказал, что «повышение пособия по безработице (ранее речь шла о том, чтобы поднять его до размера бюджета прожиточного минимума. — Прим. авт.) приведет к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Что лучше: чтобы работники получали невысокую, но стабильную и гарантированную зарплату или чтобы они пришли на биржу труда за повышенным пособием?»


Слов нет, хорошо, если предприятия могут сохранить свои кадры в нынешние непростые времена. И работникам предпочтительнее сохранять свое место на предприятии даже при неполной занятости. Во–первых, у них есть работа и сам этот факт повышает самооценку людей. Во–вторых, они понимают, что в перспективе ситуация может поменяться к лучшему и заработки увеличатся. Да и сейчас средняя зарплата не так уж и мала: в декабре прошлого года — 1.000.002 рубля. В I квартале текущего года она может несколько снизиться. Однако понятно, что пособие по безработице в размере бюджета прожиточного минимума (сегодня 234,4 тыс. рублей) покажется суммой, из–за которой кто–то по собственной инициативе решит уволиться. А если какой–то работник получает меньше, то он наверняка предприятию не нужен. Поскольку в белорусских условиях всегда найдется источник для выплаты заработной платы.


Министерство финансов наверняка возразит: увеличение пособия по безработице до минимального прожиточного уровня увеличит нагрузку на бюджет, а это недопустимо. Однако возможны варианты. Например, часть пособия по безработице может выдаваться хотя бы талонами на покупку белорусских товаров (тем самым будет стимулироваться еще и сбыт) или перечисляться целевым назначением на оплату жилищно–коммунальных услуг (что позволит снизить бюджетную поддержку этой сферы).


Нужно признать, что не все предприятия смогут полностью сохранить свои кадры. В этом случае увольняемые работники должны видеть свои перспективы. Во–первых, получаемые ими пособия должны обеспечить их хотя бы минимально достаточными ресурсами. Во–вторых, таких работников нужно заранее готовить к смене профессии. Переподготовку желательно начинать еще до увольнения. При этом необходимо готовить такие программы переподготовки кадров, которые бы ориентировали работников на получение специальностей, востребованных в перспективе. Добиться этого чрезвычайно сложно, но можно.


Мировой экономический кризис серьезно изменит систему мирохозяйственных связей. И уже сейчас нужно определять место Беларуси в новой системе международного разделения труда, выделять сферы деятельности, на которых будет специализироваться наша страна. Уже достаточно очевидно, что в стране необходимо опережающее развитие инновационной деятельности, строительства, сферы услуг (в том числе туризма) и т.д. И под эти специализации пора активнее переучивать кадры из менее перспективных отраслей.


(http://luchenok.com)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter