Пришпорим учебу?

Наши студенты - самые списывающие в мире? Ничего подобного.
Наши студенты - самые списывающие в мире? Ничего подобного. Везде "катают". Пишу немцу в Германию, мол, ваши мученики науки пользуются шпаргалками? Франк Кренер удивленно отвечает: "Конечно. До тех пор, пока существуют экзамены, студенты будут списывать (нашпиговываться, как мы говорим). А шпаргалки - Spickzettel - с каждым годом только совершенствоваться. Тех, кто попадается, у нас выгоняют с экзамена. Это в порядке вещей, а не нападение на личную свободу, как думают некоторые немецкие студенты". Поэтому и то, что в Беларуси на централизованном тестировании по физике в этом году удалили 21 человека из почти 16 тысяч участников за использование шпаргалок, мобильных телефонов, - вполне по-европейски.

"Шпоры" - явление интернациональное. К примеру, в Италии преподавателя одного из вузов города Бергамо Этторе Соколла исключили из бригады экзаменаторов за регулярное снабжение студентов "шпорами". Он вкладывал их в бутерброды и любезно потчевал ими всех изнуренных непосильной учебой. В Лос-Анджелесе, говорят, одно время работала фирма, которая перед экзаменами вручала своим клиентам-ученикам карандаши с написанными на них правильными ответами. Пользуясь трехчасовой разницей, "свои" люди в Нью-Йорке успевали к этому времени сдать экзамены и отправить в Лос-Анджелес решенные задачки. А венгерские студенты изобрели невидимые шпаргалки. Недоученные формулы и определения пишутся особыми чернилами, которые легко различимы только при свете ультрафиолетового фонарика. Обычно он встраивается в шариковую ручку. Специалисты теперь разрабатывают для педагогов очки, сквозь которые различить шпаргалки можно будет с первого взгляда.

Пожалуй, могу поверить, что честно сдают экзамены только англичане. Потому что недавно пришлось полчаса объяснять английскому студенту колледжа в Уэльсе Крису Миллану, что значит "списывать". Слова "crib", которое в русско-английском словаре переводилось как "шпаргалка", он не понимал. А после моих долгих толкований Крис только и ответил: "А где вы такое слышали?.. Да, возможно, если разработать правильную стратегию... Но это скорее в любой другой стране, а здесь все очень строго, легкие способы не пройдут..." Я ему - что списать, мол, можно у любого преподавателя... Крис еще больше недоумевает: "Зачем? Если бы даже вам подсказали верный способ, вы бы им воспользовались? Ради какой цели нужно обманывать преподавателя? Это в будущем что-то даст?"

Но в будущем, по мнению многих студентов, не понадобится и многое из того, что приходится зубрить сегодня. Шпаргалки же помогают систематизировать и запомнить львиную долю материала. Пишущий повторяет дважды. Другое дело, что современные студенты иной раз ленятся даже "шпоры" писать. Гораздо проще найти нужный раздел в учебнике и выдрать страницы под партой. Или воспользоваться чужой заготовкой. А рефераты, доклады, курсовые вообще легче скачать из Интернета, потратив пару минут на поиск: наверняка кто-то уже писал на данную тему (а сколько желающих написать их вам за деньги?!).

Именно сетевое воровство - проблема сегодняшнего дня. Европейские университеты столкнулись с ней гораздо раньше белорусских вузов. В Великобритании недавно представили компьютерную систему, идентифицирующую плагиат. Она проводит электронную проверку студенческих работ и красным цветом окрашивает текст, если более 75 процентов его содержания является чужим, и дает ссылки на сайты, где находятся оригиналы нагло использованных работ. Возможно, нашумевшее решение ученого совета Белгосуниверситета об отчислении студентов за списывание (которое так и не вступило в силу), направлено было как раз против таких "несанкционированных преподавателем источников информации". Но у нас-то пока нет механизмов проверки. И преподаватель обнаруживает, что реферат из сети, только когда 10 - 15 студентов сдают один и тот же текст, подписав каждый своей фамилией. Так что на фоне on-line-плагиата исписанные вдоль и поперек "гармошки" выглядят очень даже пристойно. С ними не бороться нужно, а, наоборот, защищать, пока их полностью не заменили электронные подсказки. Некоторые преподаватели, кстати, даже разрешают пользоваться написанными от руки шпаргалками. Но исключать за это из вуза - идея, надо сказать, довольно радикальная. Даже ректор БГУ Василий Стражев признался: "Я и сам когда-то списывал, до сих пор помню, до сих пор неудобно. Поэтому и не поддержал решение ученого совета. Изменять нужно характер обучения, создавая такие условия, когда шпаргалка просто не поможет проявить свои знания. Списывание - это следствие, а не причина".

Как говорится, мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. С Пушкиным трудно спорить.

Рефераты, доклады, курсовые легко скачать из Интернета, потратив пару минут на поиск. Но эффективных механизмов проверки пока нет. И преподаватель обнаруживает, что реферат из сети, только когда 10 - 15 студентов сдают один и тот же текст, подписав каждый своей фамилией.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter