«Первые гости уже поехали»: как отразится 30-дневный безвиз на бизнесе агроусадеб

Пришли ко двору

Второй раз нам нет равных в части развития агротуризма по версии российского журнала National Geographic Traveler. В 2006 году, когда запускалась господдержка развития этой сферы, о таких званиях для целой отрасли даже не мечтали. К слову, в тот первый год в стране открылось всего 34 агроусадьбы — сейчас их работает больше 3000.     

Подавляющее большинство гостей — наши граждане. Но вскоре расклад должен поменяться: в помощь безвиз на Гродненщине и Брестчине и возможность 30 дней колесить по стране, если прилетел на самолете. Чем собираются удивлять агроусадьбы и как они провели лето, узнавала корреспондент «Р». 

Каждый хозяин старается придумать свои фишки, чтобы с порога удивить гостей. 
Фото Сергея Голесника.

Чуть больше десяти лет назад мало кто верил, что агротуризм может приносить доход и вообще будет кому-либо интересен. Но время показало: многие горожане не прочь променять свои квартиры на сельские домики. За тишиной и впечатлениями к нам активно потянулись и иностранцы. Неудивительно, что количество усадеб значительно увеличивается. По итогам года, ожидается, их число превысит три тысячи. А что с конкуренцией и качеством услуг? Мы попросили некоторых хозяев подвести промежуточные итоги теплого сезона и поделиться планами на ближайшее будущее. 

Анатолий ГАНЕЦ, владелец агроусадьбы «Ганка»:

— Этот год, вопреки ожиданиям, прошел для нас спокойно: если бы произошли серьезные изменения в работе и пришлось открывать юрлицо, многие усадьбы просто закрылись бы. Спасибо Президенту, что все осталось по-прежнему. Вдохновляет, что нашу страну признали лучшей в сфере агротуризма по версии российского журнала National Geographic Traveler. Хотя россиян у нас стало меньше. Но чаще заглядывают другие иностранцы. Не скажу, что это связано с безвизом — наверное, срабатывают реклама и сарафанное радио. Мы работаем с разными туроператорами, сами ездим на международные выставки, уже пять лет, как заключен контракт с английской компанией… В итоге в этом году чаще у нас стали бывать литовцы, поляки, латыши. Новозеландцы, австралийцы и американцы приезжают к нам постоянно. Испанцы и итальянцы говорят, что Беларусь им описывают по-другому, не так восторженно, как они ее видят. Нравится им и то, что мы работаем на усадьбе всей семьей. У нас есть свой музыкальный коллектив, свой театр, много внимания уделяем местным традициям и интересным обрядам, проводим свадьбы в национальном стиле… Так что мы готовы развлечь гостей и на четыре-пять часов, и на четыре-пять дней. 

Порой увлечение становится семейным делом, и хозяева меняют городскую прописку на сельскую. 

Передышка у нас будет зимой, чтобы навести порядок, подготовиться к новому сезону. Запись на следующее лето уже идет. Весной начнутся детские праздники, спектакли. Сегодня у нас проходит международный мастер-класс по выпечке хлеба. На него приезжают гости из Украины, России, Панамы. Не только мы их учим, но и они нас. Думаю, в следующем году будем предлагать уже тургруппам испечь хлеб для себя. Уходит время, когда агроусадьбы ассоциировались только с пьянкой и баней. Те, кто все еще придерживается таких взглядов, по-моему, обречены на упадничество. 

Иностранцам нужны впечатления. Белорусы тоже начинают понимать, как много неизведанного в своей стране, ждут креатива — надо соответствовать. Причем интересно гостям должно быть круглый год. Если сезон закончился и ездить перестали — это не дело. Хочет хозяин заполнить свои дни — будет трудиться, постоянно придумывать что-то новое. Вот, например, у нас в районе появилась интересная программа по безбарьерной среде «Воложин для всех». Пять усадеб задействованы в приеме инвалидов-колясочников. Совсем скоро откроются туринфоцентр и хостел, доступный для людей с инвалидностью. Все это стало возможным благодаря проекту «Воложин без барьеров», финансируемому Европейским союзом. К реализации подключились наш райисполком, «Отдых в деревне», Белорусское общество инвалидов и фонд «Интеракция». У таких людей очень большая потребность в отдыхе, которую они, увы, не всегда могут реализовать. А мы, наверное, психологически созрели для того момента, когда думаешь о разных категориях гостей. Благо в районе много единомышленников, которые готовы подхватить интересные идеи. У нас нет конкуренции, наоборот, мы дополняем друг друга, придумываем каждый свои фишки. В результате и туристам у нас нравится, они остаются подольше, и никто из «наших» не простаивает. 

Юрий ЖЕРКО, управляющий усадьбой «У Борисовича», хозяин агроэкоусадьбы «Устье LIFE»: 

— Пока безвиз на меня не повлиял, жду эффекта в 2018-м — это большое дело. Хотя и без него работы хватало. Фактически бронирование лета у меня идет в январе — начале марта. И с конца мая до сентября день в день все расписано. В течение трех-четырех лет загрузка не меняется. Приехав один раз, нередко гости сразу же бронируют следующее лето. Уже пошли заказы — постоянные клиенты «забивают» июль и начало августа. Просят сразу оставить за ними от пяти до десяти дней. Новый год? Еще в мае расписали. Хорошо идет сентябрь, октябрь — более-менее, до 10 ноября все занято. А потом есть свободные даты. Но и они могут быстро уйти: по выходным к нам приезжают рыбаки. Не зря в прошлом году «Устье LIFE» победило в номинации «Средство размещения года» национальной туристической премии «Познай Беларусь». По статистике, примерно 40 процентов приезжающих — россияне, процентов 50 — белорусы, остальные — другие приезжие. Например, в прошлом и этом году было пять заездов из Израиля. Они узнают о нас через иностранные интернет-порталы, где мы размещаем информацию. Плюс свой сайт достаточно неплохой. Очень хорошо работает сарафанное радио. При этом без движения вперед никуда. Я сам на месте не сижу. Например, в 2016 году организовал вернисаж «Браславские зори» во Дворце Республики, в прошлом году он прошел в Витебске. Возрождал праздник деревни. Мало жить и работать, надо еще болеть своей работой. 

Наталья ПРОКОПУК, владелица агроусадьбы «Валерия»:

— Гостей у нас было больше, чем в том году. Примерно на треть. Сейчас стали больше ездить поляки — на велосипедах. В августе, кажется, только они и колесили. Немного россиян приезжало, эстонцев, немцев. Кстати, европейцы все русскоязычные люди. 

Безвиз, конечно, оказывает влияние, но больше на тех, кто конкретно в Каменюках находится. Моя же усадьба расположена дальше, не так давно на рынке по сравнению с другими. Хотя летом и будни, и выходные пользовались спросом. Если раньше на день люди оставались, то сейчас три-четыре дня гостят. Что им любопытно? Иностранцы очень интересуются нашими праздниками. Недавно неподалеку были областные «Дожинки», у меня ночевала группа поляков, желающих на них попасть, — остались в восторге. Заметила, что им нравится история. Думаем создать для них специальные маршруты. Надо разрабатывать программы для туристов, чтобы они могли приехать и выбрать что-то из массы вариантов отдыха. Потому что сегодня порой те же велопутешественники едут наобум, спрашивают у хозяев, что им посмотреть. Готовых продуктов, увы, не так много. Пока ходят разговоры об объединении двух безвизовых зон — гродненской и брестской, не мешало бы заняться этим вопросом. Так и гости получали бы более качественный отдых, и посещаемость многих объектов выросла бы. 

Что касается наших граждан, то их у меня совсем немного — ночуют по дороге в Беловежскую пущу или заказывают праздники. Хотя я не сижу без дела, все время придумываю новые программы. Их бы взять на заметку нашим турфирмам, которые настаивают, что ничего интересного у нас не происходит. 

Андрей КРУК, владелец агроусадьбы «Вясёлая хата»: 

— Сезон прошел хорошо. Как и в последние три года. До того было получше. Весной туристов меньше, летом — больше. Хотя и не было постоянной загрузки по будням. Осенью поспокойнее, а ближе к Новому году снова будет всплеск. Радует, что выходные почти всегда заняты. Если они свободны, наверное, даже нет смысла заниматься бизнесом. Мало в каких усадьбах будни расписаны. Хотя бы потому, что растет конкуренция. Так что на стандартном наборе услуг далеко не уедешь — надо активно предлагать дополнительные. Например, интересные экскурсии, прогулки на лошадях, рыбалку, участие в старинных обрядах, спортивных состязаниях, стрельбе из лука… Гостей надо удивлять. Хотя они в первую очередь едут, чтобы получить качественный сервис, вкусное питание, почувствовать радушие хозяев, а потом уже развлечься. И тогда спокойнее расстаются с деньгами. На человека в среднем у нас оставляют от 20 до 100 рублей. Причем подавляющее большинство наших туристов — белорусы. Среди них много постоянных клиентов, которые стали как друзья. Для них мы делаем скидки и приятные бонусы. Знаете, не заметил, что иностранцев стало больше — безвиз пока не повлиял. Хотя у нас и сайт на английском, мы активно рекламируемся. Зато россиян после спада прибавилось. 

В феврале — апреле у нас передышка — это самые худшие с точки зрения туризма месяцы. Как раз будет время закончить музей белорусского быта, привести в порядок усадьбу. Надеемся увидеть в следующем году эффект от 30-дневного безвиза. 

Ирина СЕРГЕЙЧИК, владелица агроусадьбы «Коло Стуменя»: 

— Не скажу, что туристов было очень много, но все же ниже прошлого года «не упала». Помогли загрузить усадьбу два семинара по ораторскому искусству. Один, двухдневный, прошел в июне, другой, трехдневный, — в августе. В них участвовало около двух десятков человек. Весной традиционно гостили орнитологи-иностранцы, которых интересуют птицы Туровского луга. Летом больше приезжали старые клиенты и их друзья — сарафанное радио хорошо работает. Живут у меня и рыбаки — как правило, они здесь на два дня. Семьи в основном приезжают на неделю. Экскурсионные группы — на день-два. Больше всего среди туристов наших граждан. Плюс немного россиян и орнитологов из Евросоюза. Когда десять лет назад начинала заниматься этим делом, иностранцев было, конечно, больше. Но за это время у нас построили немало гостиниц, туристы стали останавливаться в них. Там привычные для них удобства круглые сутки. 

Самым продаваемым продуктом будут впечатления. 
фото белта

У меня усадьба небольшая: летом могу принять до 15 человек, зимой — 7—8. Свадьбы и корпоративы осознанно не провожу, хотя понимаю, что многие хозяева имеют с этого неплохой доход. Я выбрала иную специфику: делаю ставку на аутентичность, сохранность традиций, экологичность. Жаль, что у нас нет хорошей связи с «большим миром» — до Минска почти три сотни километров. Не все готовы отправиться в такое путешествие, чтобы увидеть Полесье. И зря. Здешние пейзажи, быт, духовность не оставляют равнодушными никого. Недавно у меня гостил помощник посла одной из североафриканских стран — его впечатлили припятские просторы. Был и фотограф из Франции. Его направили ко мне друзья друзей, поскольку тот интересовался белорусской глубинкой. Я ему показывала наш Туров, он снимал то, что ему было интересно. Недавно узнала, что в программе своих выставок в Евросоюзе он сделал раздел «Беларусь. Полесье», куда вошли фото из Турова. Чем не реклама страны за рубежом? Француз, кстати, остался в восторге от нашего быта. И рассказал, что в его стране люди все чаще уезжают осваивать маленькие кусочки земли вдали от цивилизации. Что до нас, то, наверное, неплохо было бы создать некий координационный центр, который бы объединил туризм Нацпарка «Припятский» и Туровщины, наши усадьбы. Ведь у всех нас своя специфика. Но сообща мы могли бы больше предложить гостям. 

КОМПЕТЕНТНО

Валерия КЛИЦУНОВА, председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне»: 

— Сезон у наших усадеб был неравнозначный, но, думаю, лучше, чем в прежние годы. Кризисные явления, связанные с оттоком россиян, уходят в прошлое — интерес и платежеспособность с их стороны растут. У тех, кто работал, придумывал что-то новое, было много людей. Радует, что многие хозяева не сидели сложа руки, а искали, чем привлечь новых туристов. Потому что мы с вами входим в эпоху креативной экономики, где самым продаваемым продуктом будут впечатления. Они не требуют много инвестиций, но требуют творчества, знаний, интеллекта. Мне нравятся наши новые программы, связанные с какими-то технологиями в усадьбах и на фермах. Много внимания стали уделять ремеслу и кулинарии — люди разыскивают старинные рецепты, вводят их в современную кухню, учат готовить блюда. Кстати, у нас есть большая кулинарная карта и гастрономический сайт — думаю, его скоро обновим, сделаем приложения. Это даст новый импульс развитию гастрономического туризма. 

Заметила, наши туристы едут в усадьбы не пить, а оздоравливаться. Их отдых становится все более содержательным, активным. Как результат — развиваются сплавы на байдарках, строятся веревочные городки, создаются веломаршруты. Иностранцев интересует наша культура и аутентичность. Кстати, мы возвращаемся к тому, что на селе появляются свои театры, как это было несколько столетий тому назад. Например, в усадьбе «Ганка» скоро будут давать масштабные спектакли. Причем весной планируется поставить спектакль по пьесе испанского эксперта в области гастрономии. Она как раз приезжала по рабочим вопросам к нам и во время пребывания в усадьбе удивилась, как местность подходит для постановки ее пьесы, связанной с сельским туризмом. 

Что касается продвижения, то самые серьезные игроки уже давно на «букинге» и Airbnb. В помощь — много других сайтов, которые продвигают наш агротуристический бизнес. Плюс многие усадьбы сделали свои личные сайты на нескольких языках. Выручает и сарафанное радио. Особенно в кругах посольских работников иностранных государств — они часто отдыхают в деревне и делятся впечатлениями с коллегами. Ставку делаем и на введение 30-дневного безвизового режима при посещении страны самолетом. Наконец-то у туристов появится время съездить в глубинку. Кстати, хозяин усадьбы «Ольхово», что в Волковысском районе, принял уже первых ласточек — немцев и австрийцев. Думаю, во время Европейских игр сельские домики тоже будут востребованы, как это было во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году. В Минспорта и туризма мы недавно обсуждали возможность за неделю до старта Европейских игр провести в наших усадьбах день открытых дверей, чтобы привлечь гостей. 

Сельский туризм развивается одновременно и количественно, и качественно. Новичкам я бы советовала устанавливать отношения со старожилами, чтобы не допустить ошибок, найти поддержку более опытных коллег и свою нишу. Ведь каждый новый участник должен дополнять сложившуюся систему новыми идеями. Главное — прислушаться к себе, чтобы работа была в радость. Больших денег в агротуризме нет, но удовольствия от того, что занимаешься любимым делом, много. 

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter