Подавляющее большинство гостей — наши граждане. Но вскоре расклад должен поменяться: в помощь безвиз на Гродненщине и Брестчине и возможность 30 дней колесить по стране, если прилетел на самолете. Чем собираются удивлять агроусадьбы и как они провели лето, узнавала корреспондент «Р».

Чуть больше десяти лет назад мало кто верил, что агротуризм может приносить доход и вообще будет кому-либо интересен. Но время показало: многие горожане не прочь променять свои квартиры на сельские домики. За тишиной и впечатлениями к нам активно потянулись и иностранцы. Неудивительно, что количество усадеб значительно увеличивается. По итогам года, ожидается, их число превысит три тысячи. А что с конкуренцией и качеством услуг? Мы попросили некоторых хозяев подвести промежуточные итоги теплого сезона и поделиться планами на ближайшее будущее.
Анатолий ГАНЕЦ, владелец агроусадьбы «Ганка»:


Передышка у нас будет зимой, чтобы навести порядок, подготовиться к новому сезону. Запись на следующее лето уже идет. Весной начнутся детские праздники, спектакли. Сегодня у нас проходит международный мастер-класс по выпечке хлеба. На него приезжают гости из Украины, России, Панамы. Не только мы их учим, но и они нас. Думаю, в следующем году будем предлагать уже тургруппам испечь хлеб для себя. Уходит время, когда агроусадьбы ассоциировались только с пьянкой и баней. Те, кто все еще придерживается таких взглядов, по-моему, обречены на упадничество.
Иностранцам нужны впечатления. Белорусы тоже начинают понимать, как много неизведанного в своей стране, ждут креатива — надо соответствовать. Причем интересно гостям должно быть круглый год. Если сезон закончился и ездить перестали — это не дело. Хочет хозяин заполнить свои дни — будет трудиться, постоянно придумывать что-то новое. Вот, например, у нас в районе появилась интересная программа по безбарьерной среде «Воложин для всех». Пять усадеб задействованы в приеме инвалидов-колясочников. Совсем скоро откроются туринфоцентр и хостел, доступный для людей с инвалидностью. Все это стало возможным благодаря проекту «Воложин без барьеров», финансируемому Европейским союзом. К реализации подключились наш райисполком, «Отдых в деревне», Белорусское общество инвалидов и фонд «Интеракция». У таких людей очень большая потребность в отдыхе, которую они, увы, не всегда могут реализовать. А мы, наверное, психологически созрели для того момента, когда думаешь о разных категориях гостей. Благо в районе много единомышленников, которые готовы подхватить интересные идеи. У нас нет конкуренции, наоборот, мы дополняем друг друга, придумываем каждый свои фишки. В результате и туристам у нас нравится, они остаются подольше, и никто из «наших» не простаивает.
Юрий ЖЕРКО, управляющий усадьбой «У Борисовича», хозяин агроэкоусадьбы «Устье LIFE»:

Наталья ПРОКОПУК, владелица агроусадьбы «Валерия»:

Безвиз, конечно, оказывает влияние, но больше на тех, кто конкретно в Каменюках находится. Моя же усадьба расположена дальше, не так давно на рынке по сравнению с другими. Хотя летом и будни, и выходные пользовались спросом. Если раньше на день люди оставались, то сейчас три-четыре дня гостят. Что им любопытно? Иностранцы очень интересуются нашими праздниками. Недавно неподалеку были областные «Дожинки», у меня ночевала группа поляков, желающих на них попасть, — остались в восторге. Заметила, что им нравится история. Думаем создать для них специальные маршруты. Надо разрабатывать программы для туристов, чтобы они могли приехать и выбрать что-то из массы вариантов отдыха. Потому что сегодня порой те же велопутешественники едут наобум, спрашивают у хозяев, что им посмотреть. Готовых продуктов, увы, не так много. Пока ходят разговоры об объединении двух безвизовых зон — гродненской и брестской, не мешало бы заняться этим вопросом. Так и гости получали бы более качественный отдых, и посещаемость многих объектов выросла бы.
Что касается наших граждан, то их у меня совсем немного — ночуют по дороге в Беловежскую пущу или заказывают праздники. Хотя я не сижу без дела, все время придумываю новые программы. Их бы взять на заметку нашим турфирмам, которые настаивают, что ничего интересного у нас не происходит.
Андрей КРУК, владелец агроусадьбы «Вясёлая хата»:

В феврале — апреле у нас передышка — это самые худшие с точки зрения туризма месяцы. Как раз будет время закончить музей белорусского быта, привести в порядок усадьбу. Надеемся увидеть в следующем году эффект от 30-дневного безвиза.
Ирина СЕРГЕЙЧИК, владелица агроусадьбы «Коло Стуменя»:


У меня усадьба небольшая: летом могу принять до 15 человек, зимой — 7—8. Свадьбы и корпоративы осознанно не провожу, хотя понимаю, что многие хозяева имеют с этого неплохой доход. Я выбрала иную специфику: делаю ставку на аутентичность, сохранность традиций, экологичность. Жаль, что у нас нет хорошей связи с «большим миром» — до Минска почти три сотни километров. Не все готовы отправиться в такое путешествие, чтобы увидеть Полесье. И зря. Здешние пейзажи, быт, духовность не оставляют равнодушными никого. Недавно у меня гостил помощник посла одной из североафриканских стран — его впечатлили припятские просторы. Был и фотограф из Франции. Его направили ко мне друзья друзей, поскольку тот интересовался белорусской глубинкой. Я ему показывала наш Туров, он снимал то, что ему было интересно. Недавно узнала, что в программе своих выставок в Евросоюзе он сделал раздел «Беларусь. Полесье», куда вошли фото из Турова. Чем не реклама страны за рубежом? Француз, кстати, остался в восторге от нашего быта. И рассказал, что в его стране люди все чаще уезжают осваивать маленькие кусочки земли вдали от цивилизации. Что до нас, то, наверное, неплохо было бы создать некий координационный центр, который бы объединил туризм Нацпарка «Припятский» и Туровщины, наши усадьбы. Ведь у всех нас своя специфика. Но сообща мы могли бы больше предложить гостям.
КОМПЕТЕНТНО
Валерия КЛИЦУНОВА, председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне»:

Заметила, наши туристы едут в усадьбы не пить, а оздоравливаться. Их отдых становится все более содержательным, активным. Как результат — развиваются сплавы на байдарках, строятся веревочные городки, создаются веломаршруты. Иностранцев интересует наша культура и аутентичность. Кстати, мы возвращаемся к тому, что на селе появляются свои театры, как это было несколько столетий тому назад. Например, в усадьбе «Ганка» скоро будут давать масштабные спектакли. Причем весной планируется поставить спектакль по пьесе испанского эксперта в области гастрономии. Она как раз приезжала по рабочим вопросам к нам и во время пребывания в усадьбе удивилась, как местность подходит для постановки ее пьесы, связанной с сельским туризмом.
Что касается продвижения, то самые серьезные игроки уже давно на «букинге» и Airbnb. В помощь — много других сайтов, которые продвигают наш агротуристический бизнес. Плюс многие усадьбы сделали свои личные сайты на нескольких языках. Выручает и сарафанное радио. Особенно в кругах посольских работников иностранных государств — они часто отдыхают в деревне и делятся впечатлениями с коллегами. Ставку делаем и на введение 30-дневного безвизового режима при посещении страны самолетом. Наконец-то у туристов появится время съездить в глубинку. Кстати, хозяин усадьбы «Ольхово», что в Волковысском районе, принял уже первых ласточек — немцев и австрийцев. Думаю, во время Европейских игр сельские домики тоже будут востребованы, как это было во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году. В Минспорта и туризма мы недавно обсуждали возможность за неделю до старта Европейских игр провести в наших усадьбах день открытых дверей, чтобы привлечь гостей.
Сельский туризм развивается одновременно и количественно, и качественно. Новичкам я бы советовала устанавливать отношения со старожилами, чтобы не допустить ошибок, найти поддержку более опытных коллег и свою нишу. Ведь каждый новый участник должен дополнять сложившуюся систему новыми идеями. Главное — прислушаться к себе, чтобы работа была в радость. Больших денег в агротуризме нет, но удовольствия от того, что занимаешься любимым делом, много.
druk@sb.by