Домики забронированы уже на следующий год: как пандемия меняет охотничий туризм

Пришла охота поохотиться

Прошлый год в связи с COVID-19 поставил подножку многим сферам. Пришлось поволноваться и лесхозам. Впрочем, в 2020-м доходы охотхозяйств сократились всего на 15 процентов по сравнению с рекордным 2019-м. Как будет в этом году? Пока иностранные добытчики по понятным причинам заглядывают к нам гораздо реже, больше свободного времени и возможностей появилось у белорусских охотников, среди которых число новичков, кстати, впервые за долгие годы выросло. Плюс выстрелил спрос на отдых в охоткомплексах со стороны обычных граждан. Некоторые домики бронируют уже на следующий год. Какие перспективы у нашего охоттуризма, выясняла корреспондент «Р».

Фото Ивана Яривановича

Домик с окнами в лес 

Охотхозяйствам удалось сохранить спрос на отдых в охоткомплексах. Что ни говори, до недавних пор в основном туда заглядывали охотники, в том числе иностранные. Сейчас все чаще те, кто хочет размеренно провести выходные или отпуск с близкими, отметить важное событие. В итоге многие охоткомплексы забронированы уже до конца года, идет активная запись на следующий. Такой ситуации порой сокрушаются бывалые добытчики, которые привыкли подбирать себе домик с наступлением охотсезона. К слову, в системе Министерства лесного хозяйства действует 75 лесоохотничьих хозяйств. В каждом из них — по одному-два варианта для размещения. 


— Отчасти мы не ожидали такого наплыва, но быстро набрали оборот и готовы принимать много туристов, — отмечает начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Александр Козорез

Он обращает внимание: домики в пределах 100 километров от крупных населенных пунктов быстро заполняются. Стоимость в пределах 30—60 рублей с человека в сутки. Если сдается в целом комплекс, его цена измеряется несколькими сотнями рублей. В этом случае все зависит от расположения, состояния, комплекса услуг. 

— Забронировать домик можно онлайн: все охоткомплексы есть в интернете. Плюс приток замечают те, кто рекламируется на турсайтах. Конечно, мы видим большую конкуренцию со стороны агроусадеб. И принимаем это как есть, ведь за состояние и услуги в охоткомплексах, а также за развитие экотуризма, создание экотроп, как правило, отвечает один человек. В его же поле деятельности (охота и все, что с ней связано) можно отнести охрану угодий, проведение учетов... Если на местах эти направления разделены между несколькими людьми, как, например, в Жлобинском лесхозе, то и результат будет куда заметнее, — считает представитель Минлесхоза.

Поэтому неудивительно, что в прошлом году Республиканский ландшафтный заказник «Налибокский» заработал на экотуризме 30 тысяч рублей — примерно столько же, сколько во всех лесхозах страны. Впрочем, в этот раз доходы от направления должны подрасти по всей Беларуси: только в выходные экотропы посещают от сотни до 1,5 тысячи человек. В некоторых регионах нагрузка на экосреду заметно увеличилась — приходится регулировать потоки туристов. Но ни на создание новых троп, ни на строительство новых охоткомплексов в лесхозах не нацелены. Слово собеседнику: 

— Еще есть заделы в развитии охоттуризма. Если бы мы исчерпали все резервы в этом направлении, могли бы с чувством выполненного долга плотнее взяться за экотуризм. Но пока приоритет другому. 

Меньше конкуренции и больше свободного времени

Иностранная составляющая охотничьего туризма, конечно, уменьшилась. 

— Для сравнения: в 2019-м вклад иностранных охотников в доходы охотхозяйств был равен 34 процентам, в 2020 году — 11 процентам. Сегодня проходит немного туров с участием российских охотников. Конечно, хотелось бы большего. В то же время мы видим, что чаще стали приходить за добычей белорусы: появилось больше возможностей и времени. В итоге в прошлом году около 90 процентов доходов — а это более 4,9 миллиона рублей — охотхозяйствам принесли наши добытчики. Делать оценки по 2021 году считаю преждевременным: основной сезон охоты только начался. Ситуация станет понятнее ближе к концу года. К тому времени предстоит детально проанализировать работу охотхозяйств и решить, как они будут развиваться дальше. В минус уходить мы не должны, — описывает положение дел в отрасли Александр Козорез. 

Впрочем, уже сейчас можно говорить о новинках в предпочтениях наших добытчиков. Помимо традиционной летней и осенней охоты на водоплавающую дичь, осенней — на пушную и копытных, все большую популярность набирает охота на гусей весной, на самца косули и трофейная на оленя и лося во время гона.

В правилах охоты увеличены сроки действия разрешения на ношение и хранение охотничьего оружия — с трех до пяти лет.
bobrlife.by

Примечательно, что число новичков-охотников в 2020-м заметно выросло. Если ежегодно ряды охотников пополняли 1,1—1,2 тысячи человек, то в 2020-м — 1,9 тысячи. 

Сократился ли отток возрастных добытчиков после принятия в сентябре 2020-го Указа № 345, который комплексно отрегулировал сферу? Документ, напомним, разделил Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты на два самостоятельных правовых акта. В правилах охоты, в частности, увеличены сроки действия разрешения на ношение и хранение охотничьего оружия — с трех до пяти лет. А также — медсправки о состоянии здоровья для получения и продления разрешения на хранение и ношение гражданского оружия — с одного года до пяти лет. 

— Многие нормы измененных правил охоты, которые заработали в январе этого года, так или иначе направлены на то, чтобы уменьшить отток охотников. Нужно время, чтобы оценить результат, — не скрывает представитель Минлесхоза.

Лесная арифметика

Тем временем поохотиться в наших лесах есть на кого. Более того, смоимость путевок на добычу некоторых видов по объективным причинам может снизиться.

— В целом численность копытных в Беларуси растет довольно быстро, особенно на фоне пандемии. В охотхозяйствах лесхозов, по данным учетов, бегает 10,1 тысячи лосей, 9,1 тысячи благородных оленей, 27 тысяч косуль. По стране цифры еще больше: около 45 тысяч, 33 тысячи и примерно 125 тысяч соответственно. По лосю мы достигли оптимальной численности, по косуле достаточно близки к этому показателю, по благородному оленю приближаемся к отметке в 50 процентов. Так что щадящий режим изъятия по последнему виду сохранится, расселение по госпрограмме будет идти дальше. По другим видам плотность растет не только у нас, но и к северу Евросоюза, в США. При этом у нас добывается всего 18 процентов лосей, 11 процентов оленей и 15 процентов косуль. В Швеции, для сравнения, процент изъятия доходит до 40. Добывать надо, потому что возникают определенные проблемы с потравами сельхозкультур, лесных культур, участились случаи ДТП с животными. Так, например, если в 2020-м обрабатывалось около 7,7 тысячи гектаров лесных культур от потрав, то уже в середине этого года — 12,6 тысячи гектаров и столько же огорожено. Что касается ДТП с животными, то зафиксировано более 2 тысяч с начала года, — озвучивает данные Александр Козорез.

Численность копытных в наших лесах растет довольно быстро.
ФОТО АЛЕКСЕЯ СТОЛЯРОВА

Говоря о количестве волков, эксперт замечает, что оно стабильно. Ежегодно в наших лесах добывается 1,6—1,8 тысячи особей хищника. Плюс наблюдения показывают: больше становится рысей и медведей. Так, например, по итогам ежегодных учетов Минлесхоза, только в Витебской области обитает более 440 косолапых. Хотя до недавних пор считалось, что мишек в лесах страны в десять раз меньше. Частично лакомятся они и дикими кабанами. Последних, по оценкам на начало года, насчитывается более 3,6 тысячи особей. После вспышки африканской чумы популяцию свиней стремятся свести к минимуму. В какой-то момент охотникам стало не интересно стрелять в кабанов: добычу все равно с собой забирать нельзя. Чтобы замотивировать людей, систему оплаты за отстрел в 2019 году изменили. Теперь охотник получает пять базовых за каждого убитого зверя. 

— Это стимулирует пользователей охотугодий и охотников заниматься отстрелом. Диких кабанов сводят к минимуму, хотя популяция стремится восстанавливаться: появляется все больше молодых особей, звери кочуют в попытке уйти от преследования. Отсюда и увеличение добычи. Так, в 2019-м отстреляли более 11,3 тысячи особей, в 2020-м — уже свыше 16,1 тысячи, — приводит данные собеседник.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter