Ведущая СТВ Юлия Артюх: «Мы должны оставить нашим детям процветающую и сильную страну, а потому – ни шагу назад»

Пришла и говорю

Юлию Артюх страна узнала после женского форума «За Беларусь». Тогда ее яркое, эмоциональное выступление зацепило многих — кого‑то воодушевило, у кого‑то вызвало агрессию. Именно после этого эффектного появления на публике статную высокую блондинку, обладающую не только красивым голосом, но и собственным взглядом на события, происходящие в Беларуси, заметили на телевидении: телеканал СТВ пригласил Юлию вести специальную рубрику под названием «Не гладко».


— Юлия, давайте начнем с самого начала — даже не с того, как вы попали в кадр, а с женского форума. Почему выступить на сцене «Минск‑Арены» пригласили именно вас?

— У меня всегда была активная гражданская и жизненная позиция, я председатель общественного объединения помощи детям, больным фенилкетонурией «Будущее без границ», работаю с Белорусским союзом женщин, который поддерживает и помогает в решении различных вопросов. Я человек не слишком публичный, у меня не было опыта выступлений, тем более на такой площадке, как многотысячная «Минск‑Арена». Хотелось сказать какие‑то важные слова, донести, что я чувствую. Женщины — действительно сила, и эту силу нужно было задействовать именно тогда, когда нам начали навязывать образ: якобы все женщины против действующей власти. А мы вышли и показали, что мы — за.

— Я заметила примитивную уловку еще тогда: ох, мы слабые женщины, нас нельзя обижать. Мы можем нападать на ОМОН, а нам нельзя отвечать, ведь мы же девочки. Но разве кто‑то из «невероятных» вспомнил, что вы — женщина, когда слал вам оскорбления?


— Если бы только оскорбления — это были реальные угрозы убийства, изнасилования, расправы над моими детьми. И ведь кроме тех, кто писал это, сидя за границей, были и сообщения с белорусских номеров телефонов, аккаунтов в соцсетях… То есть какие‑то реальные люди опустились настолько низко, чтобы угрожать из‑за моего выбора. Но это мой выбор! Осознанный, взрослый. И из‑за него на меня решили оказывать психологическое давление: кто‑то позволяет себе хамить, кто‑то перестал общаться.

Люди отчего‑то решили, что их мнение — единственно правильное, а ты должна передумать. Почему? Отчего, когда я выражаю свою точку зрения, с той стороны у людей включаются бешенство, ломка, негодование? При том, что никто из них не может свою позицию как‑то обосновать — корректно, поэтапно изложить, как они пришли к той мысли, что мы плохо живем.

— А по вашему мнению, как они к ней пришли?

— Думаю, как раз по причине того, что мы долго жили хорошо. И людям банально захотелось треша. Гулянок, костюмов… Еще и коронавирус ограничил нас в развлечениях, и у многих, на мой взгляд, просто не выдержала психика. Не сумели поступающую информацию как‑то отфильтровать и осмыслить, потому и сложилась такая ситуация.

— Почему ваша рубрика называется «Не гладко» и что делает в кадре утюг?

— На СТВ меня пригласил после женского форума исполняющий обязанности генерального директора телеканала Кирилл Казаков, он и предложил вести авторскую рубрику. Название и утюг в кадре символичны: мы разглаживаем складки общества, в котором образовалось какое‑то непонимание. Я выражаю свою гражданскую позицию и пытаюсь обрисовать картину происходящего так, как ее вижу. Причем с разных сторон. Обо мне шутят, мол, и швец, и жнец, и на дуде игрец, но так уж вышло, что у меня много социальных ролей. Я магистр экономических наук, учусь сейчас в аспирантуре. Я многодетная мама, жена офицера, общественный деятель, я умею играть на фортепиано, я дочь своих родителей, в конце концов, и гражданка Беларуси. О многих социальных проблемах как председатель общественного объединения узнаю из первых уст, общаюсь с самыми разными людьми и всегда стараюсь быть полезной им: мне нравится помогать, нравится, когда чьи‑то проблемы разрешаются и я как‑то в этом поучаствовала. Если у тебя есть жизненный ресурс, знания, это круто и здорово — помогать другим. Потому что есть множество хороших людей, но не таких активных. Они часто не знают, куда пойти со своей бедой, кому позвонить. Им надо в этом помочь, проконсультировать, сопроводить.
«Если у тебя есть жизненный ресурс и знания, надо помогать другим».
Мое мнение, если бы ту активность, которую «невероятные» тратят на блуждания по улицам, они направили в полезное русло, все у нас было бы вообще прекрасно. А так энергии много у людей, а девать ее некуда. При этом ждать от бчб сострадания бессмысленно, первое, что они бы сделали, придя к власти, — уничтожили всю социальную сферу. Ведь содержать инвалидов невыгодно! Это же не просто покатать их по улице для картинки.


— Возвращаюсь к теме телевидения: вы никогда не работали перед камерами? Многие мечтают об экране, а вот насколько это реально трудно — попасть в эту сферу практически с улицы? Не приходилось сталкиваться с проявлениями снобизма со стороны коллег?

— Ни в коем случае! На СТВ все очень доброжелательные, целеустремленные, каждый четко знает свое дело. Ощущаю только поддержку и позитивный настрой, так что все прекрасно! Что касается освоения нового вида деятельности, в какой‑то момент жизни дала себе установку, что не должна ничего бояться. И если сложилась такая ситуация, что я нужна стране в этот момент на этом месте, то встану и пойду. Понимала, что должна что‑то сделать, чтобы защитить свою страну, внести свой вклад, отстоять свой выбор в конце концов! Да, первое время мне было не очень комфортно — никогда раньше не работала на камеру. Просто пришла, встала и заговорила. Были и забавные ситуации, но поддержал коллектив, приняли меня как своего человека, и получилось все гладко.

— Дальнейшие планы на телевизионную жизнь строите?

— Пока моя рубрика имеет право на жизнь. Она актуальна, и это здорово, когда люди могут услышать гражданскую позицию не профессионального журналиста, а такого же обычного человека, как они сами.

— Кто вам пишет тексты?

— Сама! И никто меня не принуждает что‑то говорить, никто не стоит рядом с автоматом. (Смеется.) Это выражение моего мнения, а не бессмысленное, бездумное вещание того, что написали другие.


— Кажется, общий посыл в конце года: «2020‑й, уходи!» Период действительно выдался во всех смыслах непростой. Что вы пожелаете белорусам в 2021 году и чего вам самой хочется?

— Хочется, чтобы люди больше включались в добрые дела, старались помогать тем, кто в этом нуждается. Чтобы те, кто запутался, поддался эмоциям, переосмыслили свою жизнь. Оглянитесь вокруг, посмотрите, чего мы достигли за 26 лет.

Желаю всем вещей, наверное, банальных, но таких осознанных именно сейчас: мира в стране, в семье, внутренней гармонии, добра, счастья, любви. Чтобы люди жили в ладу сами с собой и потом несли этот настрой в наше общество. Чтобы те, кто не согласен сегодня с нашим выбором, все‑таки осознали, что нас большинство и что надо успокоиться и жить дальше в своей стране, плечом к плечу, взаимодействуя друг с другом без злости и агрессии.

Хочу, чтобы из общества ушла нетерпимость, ведь белорусы всегда славились адекватностью и миролюбием. Чтобы усилия людей были направлены на развитие страны, а не на ее развал. Чтобы каждый из нас понимал и нес ответственность за происходящее, потому что за нами идут наши дети, которым мы должны оставить страну процветающую и сильную. Чтобы мы двигались только вперед — ни шагу назад.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter