Пришел, увидел, убил...

- Веревку мне! - скомандовал предводитель.
- Веревку мне! - скомандовал предводитель. Один из подручных метнулся к машине, принес бельевой шнур. Зачинщик расправы ловко обернул им шею жертвы и с силой развел концы веревки в разные стороны. Через минуту все было кончено - владелец гаража перестал сопротивляться...

Расплата за гараж

Сотрудники правоохранительных органов отмечают, что с каждым поколением молодежная преступность становится все более циничной, жестокой, а иногда и просто бессмысленной - когда мотив преступления неадекватен его последствиям. В последние годы даже от закоренелых, матерых уголовников приходилось слышать слова брезгливого удивления кровавым деяниям "малолеток". Таким старые "урки" дают эпитеты, самые мягкие из которых "беспредельщики" и "отморозки". Именно из таких состояла группа молодчиков из Гродненской области.

...Чтобы навлечь на себя беду, молодому гродненцу (назовем его Александром) оказалось достаточно... продать гараж. Кирпичное строение с ремонтной ямой, небольшим погребом и компактной мастерской оказалось не таким уж ценным - с покупателем сошлись на 580 долларах. О дне сделки знали лишь близкие родственники и несколько приятелей. Среди последних был 22-летний Алексей Кояло, которому такая сумма очень даже "грела душу". Решив, что эти деньги ему просто необходимы, на пути к сиюминутному обогащению он готов был смести все преграды.

Зная непоседливый характер Александра, который слыл удачливым предпринимателем и по коммерческим делам частенько мотался в Польшу, Кояло рассудил, что нужно ковать железо, пока горячо, то есть пока вырученные за гараж деньги не пошли в оборот. Поэтому "экспроприировать" валюту он решил в тот же день. Чтобы обеспечить полное превосходство над противником в силе, Кояло взял в долю двоих пособников - своих друзей и сверстников Степаненко и Валюлика. Они легко согласились "развести лоха на бабки".

Нотариальное оформление купли-продажи гаража было назначено на 24 ноября 2000 года. Уже с утра Кояло с дружками готовились к нападению: разрабатывали план действий, подыскивали укромное место, где никто не помешал бы осуществить задуманное. То ли по молодости, то ли по необразованности, но им и в голову не пришло, что торговля недвижимостью - это не магазин, где за товар рассчитываются сразу, не отходя от кассы. Ведь главное - правильно оформить покупку. А деньги покупатель может передать и потом, например, когда договор будет нотариально заверен и зарегистрирован в бюро технической инвентаризации. Суждение трех юнцов (точнее, четырех - к "делу" привлекли еще и некоего Бактеева, который тоже был не прочь поживиться сотней долларов) было не по годам наивным: если утром - гараж, то вечером - деньги. Поэтому, прождав достаточное, по их мнению, время - первую половину дня, сообщники приступили к реализации примитивного плана. После обеда под незначительным предлогом они попросили Александра отвезти их четверых в "одно место". В какое - они дорогу сами покажут. Тот в помощи не отказал. Погрузившись в его "Пежо", приятели поехали за город, в сторону деревни Лососно. Не доезжая до нее, попросили остановиться - "сбегать в кустики". Когда автомобиль притормозил, Степаненко и Бактеев, не торопясь, вышли, как бы подтверждая необходимость остановки. Оставшиеся пассажиры действовали быстро и слаженно. Кояло с заднего сиденья обхватил водителя, прижав его руки к сиденью, будто связал. Валюлик принялся обыскивать карманы. К великому сожалению разбойников, никакой валюты в карманах и портмоне Александра не нашлось. Тогда подоспевшие на подмогу Степаненко и Бактеев выволокли Александра из машины и бросили на землю. Через минуту все четверо обступили жертву, требуя деньги за гараж и угрожая немедленной расправой. Александр клялся, что денег у него нет, но, видимо, понимал бесполезность своих объяснений. По лицам "приятелей" было видно, что просто так они его не отпустят. Поэтому он лихорадочно искал пути к спасению. Но его опередил Степаненко - заранее припасенной бейсбольной битой он ударил Александра по голове. А тот, несмотря на сильный удар, воспользовался тем, что остальные сообщники расступились, вскочил и бросился бежать. Видимо, в экстремальной ситуации боль воспринимается не так остро, как в обычной жизни. Но далеко убежать не удалось - Валюлик вовремя подставил подножку и тут же кулаком сбил его с ног. Уже из последних сил Александр еще раз попытался встать, но его настиг Кояло. По его команде Степаненко подал веревку, и несговорчивый бизнесмен сделал последний вдох в своей жизни.

Так и не увидев вожделенных долларов, злодеи принялись заметать следы. Машину вымыли в автосервисе, а потом Кояло отогнал ее другу Александра, которому сказал, что тот якобы уехал по делам в Польшу. Одежду убитого сожгли там же, в лесу, а труп закопали.

Прошел почти год, пока в конце сентября 2001 года случайный грибник не наткнулся в лесу на человеческие останки. После упорных трудов местным сыщикам удалось установить личность "погребенного". Тут же в могиле был обнаружен и фрагмент документа - платежной квитанции. Уцепившись за эту ниточку, следователи смогли распутать весь клубок преступления, совершенного в прошлом году. Степаненко и Бактеев к тому времени уже успели попасть за решетку по другим уголовным делам. И только в феврале 2002 года были задержаны и арестованы Кояло и Валюлик. Но время предстать перед судом тогда еще не подошло. К их уголовному делу добавилось еще одно, и тоже по умышленному убийству.

"Дайте и мне зарезать!"

Место действия - то же, Гродненская область. Фигуранты очень похожи. 19 - 22-летние полумальчики-полумужи. А один из них и вовсе тот же самый - Сергей Бактеев. Он-то и стал для следствия связующим звеном между двумя преступлениями (при наличии одного и того же обвиняемого уголовные дела объединяются в одно производство). Приблизительно совпадает и время совершения этих преступлений.

7 января 2001 года, аккурат на Рождество, Федотов, Позняк, Пушило и... Бактеев были невеселы и, как говорится, буйны головы повесили. Повод для этого был весомым. Они в очередной раз попали "под пресс" местного уличного короля районного масштаба - Геннадия Баранова. Тот слыл в округе парнем отчаянным, но авторитетным. И дворовым уважением постоянно злоупотреблял. Он и раньше сшибал у них мелочь на опохмелку, а тут опять потребовал праздничных подношений. В противном случае грозил основательно "испортить внешность". Мириться с таким нахальством четыре друга не могли, как-никак взрослые уже люди, пора и честь знать, за себя постоять. Дабы раз и навсегда избавиться от надоедливого вымогателя, решили... убить противника. Возможно, свою роль сыграл и "опыт" Бактеева, полученный в истории с продавцом гаража Александром. Ударив по рукам, взялись за приготовления: наточили два ножа, взяли сменную одежду, заправили бензином автомобиль Бактеева "Рено-19".

Искать Баранова долго не пришлось - рождественские праздники он проводил на "своей" территории - в кафе "Офицерское". Туда поздним вечером подкатила убойная компания. В столь позднее время "гроза окрестностей" был уже настолько пьян, что слабо соображал, кто он есть. Компанию ему составлял 18-летний юноша кавказских кровей Рамиз Джафаров. Вошедшие "боевики" почти без слов взяли Баранова под руки и потащили к машине. Следом поплелся Джафаров, который должен был доставить собутыльника домой. Уже на улице он спросил, куда увозят "шефа", а услышав ответ "На казнь!"... пожелал присоединиться. По-видимому, тоже нежных дружеских чувств к Баранову не испытывал. Место предстоящей расправы выбирали долго и тщательно. В конце концов, остановились в лесопосадке около деревни Лунно Мостовского района. Там Баранова выволокли из теплого салона автомобиля, плашмя кинули на снег. Каждый нанес Баранову по удару ножом, как написано в протоколе, в жизненно важные органы - в грудь, живот. А тот был настолько пьян, что даже не пробовал защищаться. Последнему нож дали в руки Джафарову - по его же просьбе! Тот вонзил лезвие в тело своего собутыльника, с которым еще час назад разглагольствовал о взаимном уважении и выпивал за счастье в новом году. Потом труп "авторитета" и его одежду облили бензином и подожгли. Сами убийцы переоделись, а ножи Джафаров выбросил в реку, когда возвращался домой...

* * *

Это весьма объемное уголовное дело о двух убийствах рассматривал Белорусский военный суд, так как один из обвиняемых на момент совершения преступления был солдатом срочной службы. Дополнительно к материалам следствия в зале заседаний суда были зачитаны 9 (!) записок, которые Кояло писал, будучи в камере следственного изолятора. В них он инструктировал каждого из соучастников, как себя вести на суде, а фактически - за всех признавался в убийстве. В итоге каждый из восьми находящихся на скамье подсудимых молодчиков получил свой срок исходя из степени участия в убийстве и прошлых криминальных "заслуг" - от 12 до 25 лет лишения свободы. Не помогла убийцам и коллективная слезливая жалоба на излишне суровое к ним отношение судей - кассационный суд оставил первичный приговор в силе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter