Природоохранные требования станут еще жестче

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды добилось неплохих результатов в плане осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды. Об этом свидетельствуют и итоги за первое полугодие, которые были подведены на недавнем заседании коллегии Минприроды. В целом удалось выйти на уровень прошлого года по всем показателям инспекционной работы.

По словам первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра Апацкого, министерство ведет целенаправленную работу по контролю за соблюдением природоохранного законодательства и тесно сотрудничает в данном направлении с Комитетом государственного контроля и другими ведомствами. “Однако несмотря на постоянный пресс на нарушителей и привлечение их к ответственности, к сожалению, очень медленно идет исправление ситуации, — подчеркнул Александр Апацкий. — Ряд вопросов требует более пристального внимания и конкретной работы. Для усиления эффективности государственного контроля в области охраны окружающей среды надо повышать требовательность и в полной мере использовать те права и полномочия, которые предусмотрены законодательством”.
Кстати, во исполнение поручения Президента страны Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит для внесения в правительство и главе государства предложения по усилению природоохранных требований при размещении объектов хозяйственной и иной деятельности. Предлагается ужесточить требования природоохранного законодательства, применяемые при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков на землях, прилегающих к природным территориям, которые подлежат специальной охране.
В частности, будут установлены требования при предоставлении земельных участков, расположенных в границах прибрежных полос и водоохранных зон водных объектов, примыкающих к лесным массивам, местам открытого залегания торфа или местам его разработки, к особо охраняемым природным территориям, или находящимся на их территории.
Кроме того, будут определены сроки и процедура организации сноса самовольной застройки, сноса зданий и сооружений, используемых не по целевому назначению или приведения их в состояние, соответствующее целям предоставления земельных участков. Предусматривается снос или вынос за пределы прибрежных полос зданий и сооружений, функционирующих с нарушением законодательства об охране окружающей среды и являющихся потенциальными источниками загрязнения вод. При этом снос самовольной постройки, а также зданий и сооружений, используемых не по целевому назначению, будет осуществляться за счет средств лица, которому был выделен земельный участок. В случае если земельный участок не был выделен в установленном порядке — за счет средств собственника объекта, а при его отсутствии — за счет средств местного бюджета. Приведение зданий и сооружений в состояние, соответствующее целям предоставления земельных участков, будет осуществляться за счет того, кому был выделен земельный участок. Снос или вынос зданий и сооружений, функционирующих с нарушением законодательства об охране окружающей среды, за пределы прибрежных полос водных объектов, включая проектные работы, будет осуществляться за счет средств республиканского фонда охраны природы.
В целях обеспечения целевого использования земельных участков и предупреждения негативного воздействия на водные объекты планируется взимать налог за земельный участок в границах прибрежной полосы водного объекта, на которой расположен жилой дом с хозяйственными и иными постройками, где граждане постоянно не проживают, в тысячекратном размере ставки указанного налога, определенной в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года “О платежах за землю”.
Предлагается поручить местным исполнительным и распорядительным органам: в срок до 1 октября 2007 года обеспечить обозначение границ водоохранных зон и прибрежных полос на местности путем установки информационных знаков; до 1 ноября 2007 года создать комиссии по обследованию зданий и сооружений, возведенных на земельных участках в границах прибрежных полос водных объектов с целью определения возможности их дальнейшего функционирования и условий эксплуатации с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды; в срок до 1 января 2009 года организовать проведение обследования зданий и сооружений, возведенных на земельных участках в границах прибрежных полос водных объектов, и в случае если указанные объекты функционируют с нарушением законодательства об охране окружающей среды и являются потенциальными источниками загрязнения вод, принять решения о сносе или выносе их за пределы прибрежных полос водных объектов и обеспечить снос или вынос указанных объектов; обеспечивать охрану и благоустройство водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.
— Ужесточение природоохранных мер при размещении объектов хозяйственной и иной деятельности позволит обеспечить соблюдение требований экологической безопасности при предос-тавлении юридическим и физическим лицам земельных участков, — считает Александр Апацкий.
В настоящее время органами Минприроды по всей стране проводятся комплексные проверки по соблюдению законности размещения и реконструкции объектов строительства в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. На заседании коллегии областным комитетам природных ресурсов и охраны окружающей среды поручено шире практиковать проведение комплексных проверок совместно с представителями местных властей, милиции, прокуратуры, лесного хозяйства, санитарной и землеустроительной служб. Необходимо проанализировать причины повторяемости нарушений природоохранного законодательства. Должны быть исключены случаи необоснованного освобождения виновных от ответственности по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде. Особое внимание будет уделено повышению эффективности работы горрайинспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, повышению профессионализма их сотрудников.

  ЦИФРЫ И ФАКТЫ

* За первое полугодие 2007 года органами Минприроды обследовано более 145 тысяч объектов, в том числе около 16 тысяч — по охране водных ресурсов, 44,1 тысячи — по охране земель, растительного мира лесов и ландшафтов, 4,4 тысячи — животного мира, ведению охотничьего хозяйства и заповедному делу, 49,5 тысячи — по обращению с отходами.
* По итогам проверок составлено около 134,3 тысячи актов-предписаний, 32,7 тысячи протоколов, наложено 29,3 тысячи штрафов на сумму 1 293,5 миллиона рублей, изъято 6 единиц огнестрельного оружия.
* В первом полугодии текущего года органами Минприроды проведены контрольные замеры состава отработавших газов более чем от 73 тысяч автомобилей, выявлено свыше 8 тысяч (11 процентов) случаев превышения установленных нормативов по токсичности и дымности.
* В январе—июне 2007 года проведены плановые проверки выбросов в атмосферу на 2663 предприятиях республики, обследовано около 5,2 тысячи стационарных источников выбросов. Выполнено около 80 тысяч анализов (на 11 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года). Отклонения от нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух выявлены на 328 предприятиях.
*l  В текущем году был усилен контроль за состоянием почв — отобрано более 1,7 тысячи проб, выполнено 5772 анализа. Выявлено более 240 случаев превышения установленных нормативов по содержанию загрязняющих веществ в почвах — в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
*  По результатам лабораторного контроля нарушителям природоохранного законодательства за первое полугодие 2007 года предъявлено в виде штрафов, исков и экологического налога по повышенному тарифу около 2 миллиардов рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter