Приоритеты — воспитание гражданина, труженика, семьянина. Нынешнюю молодежь не ругает разве что ленивый: и жестокая, и неуважительная, и безразличная.

Одним словом, невоспитанная... Не будем забывать, что представители старших поколений всегда бурчали на “племя младое, незнакомое”. Но проблема есть, и нынешнее время открывает в ней новые грани. Как воспитывать подрастающее поколение, что ставить во главу угла — вопросы непростые. Их обсуждали участники круглого стола, который прошел в Общественном пресс-центре Дома прессы: начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Республики Беларусь Георгий Бутрим, член комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Лилия Кашенкова, член комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Игорь Карпенко и секретарь центрального комитета Белорусского республиканского союза молодежи Александр Бабицкий.

Корр.: — Начнем обсуждение с таких вопросов: “Не “проморгали” ли мы наших детей? Не упустили ли воспитание в погоне за качеством образования?
Г.БУТРИМ: — Нашему обществу нужен не только образованный человек, но и высококультурный, это чрезвычайно важно. И в последнее время о проблемах воспитания много говорится.
Недавно впервые по инициативе министра образования прошла встреча с выпускниками вузов последних лет. Состоялся разговор о том, что дала им школа, начиная с общеобразовательной. Насколько они подготовлены к жизни в обществе, и не только с точки зрения профессионализма, но и с точки зрения нравственности, морали.
Сейчас мы создаем новые учебники, программы. И здесь большое внимание уделяется воспитательному аспекту. В принципе, на каждом уроке воспитываются личностные качества. Но особое внимание уделяется социально-гуманитарным дисциплинам. Что важно, появляются и новые, они также направлены на воспитание личности как патриота нашей страны. Основная задача, которую преследует система воспитания, подготовить молодежь к выполнению трех социальных ролей: гражданина, труженика и семьянина. И здесь следует иметь в виду, что молодой человек формируется не только во время учебных занятий, но и всем укладом жизни во внеурочное время. Сейчас в Беларуси воспитательная работа ведется в соответствии с концепцией и программой воспитания учащихся Республики Беларусь. Это национальные концепция и программа. Но, скажем, на Гродненщине с учетом традиций, региональных особенностей несколько другие условия воспитания. Все это нужно учитывать, поэтому регионы принимают свои программы. И мы поддерживаем это. Каждый год проводим областные семинары “Региональные особенности воспитания”. В декабре, например, прошел семинар “Столичное образование”. В столичной программе детально отражены и учебный процесс, и внеучебная деятельность.
Корр.: — В сфере воспитания важно должное законодательное обеспечение. Как реагируют парламентарии на изменяющиеся условия нашей жизни и насколько правовая база соответствует времени?
Л.КАШЕНКОВА: — Эффективность воспитательной работы будет тогда, когда мы соединим воедино грамотную законодательную базу, работу непосредственно в учреждениях образования и активную и содержательную волонтерскую работу общественных организаций. Нужно сказать, что все законодательство по образованию в нашей стране пронизано воспитательными моментами. Сейчас, к примеру, в работе находится закон о высшем образовании. Там прописаны направления воспитательной работы в студенческом социуме.
Подготовлен проект закона об общем среднем образовании, ведется работа по законодательной поддержке и других ступеней образования. Это говорит о том, что наше государство уделяет большое внимание формированию личностных качеств подрастающего поколения.
Хочу затронуть и такой момент, как трудовое воспитание, которое теснейшим образом связано с нравственным. Молодой человек должен ощущать себя как хозяин школы, деревни, страны, это чрезвычайно важно. И руководство страны это понимает. Например, в программе возрождения и развития села уделяется внимание развитию сельских школ. На укрепление их предполагается в течение пяти лет выделить 5,3 триллиона рублей.

Корр.: — А как можно оценить эффективность воспитательной работы?
Г.БУТРИМ: — Это очень сложный вопрос. Да, раньше все проблемы можно было решить одной беседой с учеником и родителями. Сегодня это не так. И мы должны понять, что только совместными усилиями можно добиться результата. Сейчас, к примеру, приглашаем всех к обсуждению проблемы компьютерных клубов, которых только в Минске 220. Как контролировать, влиять на их деятельность?
Или возьмем преступность среди несовершеннолетних. Удалось снизить ее к 2003 году с 13,6 процента до 9,1 от общего количества преступлений, и это во многом заслуга социальных педагогов и психологов. Но в прошлом году произошел рост на 4,6 процента... Нередки у подростков и вредные привычки, начиная со сквернословия. Тревогу вызывают наркомания, алкоголизм, в том числе и пивной среди детей и молодежи. Мы должны культивировать здоровый образ жизни. И здесь большое значение имеет введение пятидневки в школах. Но пока не во всех учебных заведениях шестой день используется для личностного роста детей.
И.КАРПЕНКО: — Воспитание — это такая тонкая сфера, где результат невозможно уловить сиюминутно. Одним, даже маленьким проступком ребенка можно перечеркнуть всю воспитательную систему, которая складывалась в данном учебном заведении. Я думаю, что нужно говорить о системности оценки эффективности работы. И сегодня Министерство образования много делает в этом направлении, и сами учреждения образования, практики занимаются вопросами эффективности воспитательной работы. Системное изучение проблем дает возможность принимать правильные управленческие решения в этой сфере, находить адекватные формы и методы воспитательной деятельности. Как это делать — это другой вопрос. Здесь иногда нужно выходить и на уровень авторских программ, методик, что, кстати, в Беларуси и есть. К примеру, проходит конкурс “Учитель года”, и мы видим, какие талантливые наши учителя, которые проявляют себя не только как предметники, но и воспитатели, организаторы.
Г.БУТРИМ: — Семья может быть и нашим союзником, и противником. Если семья благополучная, там нормальный микроклимат, тогда и процесс воспитания идет плодотворно и результативно. А когда семья полупьяная, когда все построено на воровстве и ругани, что там можно сформировать? У нас нет безотцовщины, но есть социальное сиротство, которое в полтора раза выше, чем в 1946 году. Почти 33 тысячи сирот — это говорит о кризисе семьи, общества. Пьянство родителей — вот главная проблема, которая волнует и мешает достижению положительных результатов. Президентом, правительством поставлена задача укрепить семью, этот базовый институт социализации детей. Но если не удалось это — то через усыновление, опекунство, приемную семью устроить ребенка, напитать его нравственными ценностями.
И.КАРПЕНКО: — Важен и личностно-ориентированный подход, который  предполагает активное участие самого воспитанника в этом процессе. И еще, в учебный процесс мы вкладываем достаточно много средств, и на воспитании также нельзя экономить. И государство понимает значимость проблемы воспитания и то, что для решения ее необходима финансовая поддержка.

Корр.: — Какова роль в воспитании подрастающего поколения детских и молодежных общественных объединений?
А.БАБИЦКИЙ: — Они занимают свою нишу в воспитании молодых людей, обеспечивая им ту сферу для реализации, самореализации, которую не всегда может предоставить учреждение образования. Если говорить о пионерской организации, в которой состоит 435 тысяч детей, то наши программы направлены на то, чтобы помочь ребенку войти в социальное окружение. Затем большинство пионеров идет в БРСМ, чтобы проявить себя в более взрослых интересных делах. Мы выстраиваем свою систему работы, соотнося ее с общей системой образования, и строим свои подходы и принципы деятельности, исходя из нормативно-правовых документов, которые существуют в Беларуси. Это — концепция развития детского движения в Республике Беларусь, которая утверждена указом Президента. В этом году заканчивается программа мер по ее реализации. И лидеры детских общественных организаций при поддержке Министерства образования провели в декабре круглый стол. На нем велся серьезный разговор о системе работы детских организаций, что необходимо делать и как двигаться вперед в рамках государственной молодежной политики. Да, сегодня термин “государственная детская политика” не употребляется, но, на мой взгляд, о нем уже можно с уверенностью говорить: нормативно-правовая база для этой политики есть, есть субъекты этой политики и есть механизм ее реализации. При разработке новой программы мер по реализации концепции детского движения, возможно, это понятие мы определим, приобретем и поставим новые конкретные цели. Молодежные организации работают в одной связке: молодежь одна, и нам нечего делить. Подчеркну, что этот год веховый: нужно подвести итоги, что сделано у нас в сфере воспитания. Мы анализируем концепцию развития детского движения, пишется новая программа. В текущем году заканчивает действие государственная программа “Молодежь Беларуси”. И уже сейчас общественные организации вносят свои предложения в формирующуюся новую программу. Естественно, там закладываются основы деятельности молодежных и детских организаций, определяются перспективы работы с молодежью, приоритеты в области молодежной политики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter