Приоритет – интересам Союзного государства. Так считает первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Надежда Котковец

Для возрождения белорусского села в постсоветский период были приняты три государственные программы, реализация которых позволила в 2008 году превысить показатель производства валовой продукции сельского хозяйства 1990 года.
Наибольший прирост производства достигнут за годы реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы. За это время темп роста валовой сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий составил 122,2 процента, причем в сельхозорганизациях он превысил 144 процента, а это почти 10 процентов прироста ежегодно. Во всех категориях хозяйств намолочено 9 миллионов тонн зерна, произведено более 6,2 миллиона тонн молока, реализовано более 1,2 миллиона тонн мяса скота и птицы.
Тем самым продовольственная безопасность страны и стабильный рост производства основных видов продукции в расчете на душу населения сегодня уже обеспечены. По ряду позиций республика приблизилась к уровню государств с развитым агропромышленным производством.
Экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья за годы реализации вышеназванной программы увеличился в 2,9 раза и достиг 1,6 миллиарда долларов. От общего объема производства на экспорт реализовано 41 процент молока, 10 процентов мяса, 14 процентов яиц. Положительное сальдо внешней торговли составило 567 миллионов долларов. При этом около 90 процентов всей экспортируемой продукции поставлялось в Российскую Федерацию. В текущем году доля экспорта туда несколько снизилась, но она по-прежнему значительна – 85 процентов.
На недавнем совместном заседании коллегий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была рассмотрена Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси. Ее основными направлениями признаны:
обеспечение продовольственной безопасности стран и Союзного государства в целом;
повышение экономической стабильности и устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах Союзного государства;
формирование продуктовых рынков на основе стимулирования рыночного спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в каждой стране и в Союзном государстве в целом;
развитие общего аграрного рынка, определение мер по его регулированию;
определение согласованных позиций во внешнеэкономических отношениях, в том числе с третьими странами;
создание необходимых нормативных правовых и экономических условий для движения товаров и услуг на общем аграрном рынке;
создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов;
гармонизация нормативной правовой базы, связанной с функционированием внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов, научно-технического сотрудничества;
недопущение количественных и экономических ограничительных мер во взаимных поставках продовольствия (кроме случаев нарушения действующих ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований, норм технических регламентов).
Таким образом, реализация основных положений  Концепции направлена на углубление интеграции аграрных рынков в рамках Союзного государства, обеспечивающей повышение эффективности и устойчивости функционирования АПК. Особо подчеркну: эффективная  реализация основных направлений аграрной политики России и Беларуси возможна только при соблюдении основного принципа – приоритет Союзного государства во взаимной торговле России и Беларуси.
Важно исходить из того, что сельское хозяйство наших государств должно иметь взаимодополняющие цели и задачи. Это значит, что продукция, которая в какой-то мере является дефицитной в одной из стран Союза, должна в первую очередь обеспечиваться за счет поставок другой страны. Этот приоритет необходимо закрепить юридически. Если он не будет узаконен, то вряд ли можно надеяться на успешную роль данной Концепции и совместной аграрной политики в целом.
Речь в данном случае не идет о доминировании поставок одной страны на рынке другой. Бесспорно, должны соблюдаться условия конкуренции. Но взаимные поставки Беларуси и России при соблюдении всех санитарно-гигиенических норм и поддержании высокого качества продукции должны быть приоритетными по отношению к поставкам из третьих стран.
Фактические объемы производства наших стран, а также взаимной торговли свидетельствуют, что никакой опасности в этом нет. Например, при сложении всех объемов продаж белорусских товаров на рынке России, даже при максимальном использовании потенциала роста продукции, Беларусь не сможет доминировать на ее рынке даже по тем же молочным продуктам.
Прогнозы спроса и предложения Союзного государства на основные виды продукции – это первый шаг на пути создания общего  аграрного рынка.
Рассматривая проблему согласованных и оперативных балансов, важно учитывать то обстоятельство, что они должны быть направлены на стимулирование роста взаимного производства продукции и роста товарооборота, тогда как квотирование может сдерживать данный рост.
Мировые тенденции развития продовольственного рынка и экономические условия развития национальных отраслей сельского хозяйства и переработки Беларуси и России свидетельствуют, что основной целью согласованной аграрной политики Союзного государства должно быть повышение устойчивого и эффективного развития агропромышленных комплексов стран – участниц Союзного государства, обеспечение населения продовольствием, стабилизация рынков товаров и услуг в отрасли на основе взаимовыгодной торговли, а также использования преимуществ экономической интеграции посредством формирования общего аграрного рынка.
Таким образом, более глубокая экономическая интеграция между Россией и Беларусью в аграрной сфере является объективной необходимостью.
Кроме того, в агропромышленных комплексах Беларуси и России существуют и другие проблемы, которые эффективнее решать вместе. В частности, это все еще низкий уровень промышленной переработки и недозагруженность мощностей перерабатывающих предприятий; недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов питания и несоответствие некоторых показателей качества продовольствия основным требованиям международных стандартов; недостаточное внедрение инновационных разработок в аграрное производство; непрогнозируемый скачок цен на основные продукты питания и сельскохозяйственную продукцию, связанный с зависимостью от тенденций на мировых продовольственных рынках и др.
Влияние быстро развивающихся процессов глобализации, а также возникающих проблем обеспечения продовольственной безопасности на национальных и международном уровнях практически во всем мире приводит к корректировке акцентов относительно либерализации продовольственных рынков. Поэтому в аграрной политике Беларуси и России также необходима переоценка приоритетов исходя из позиции обеспечения продовольственной безопасности стран – участниц Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter