Универсальность темы киносценария комедии «Белые росы» близка молодому поколению

Приобщение к легенде

Не отношу себя к поклонникам читок пьес. Кажется, что это какой-то псевдоинтеллектуальный полуфабрикат. «К полумерам не привык», как говаривал один из персонажей комедии «Королева бензоколонки»: или дайте полноценный спектакль, или читайте пьесу у себя в чулане и не созывайте на это душераздирающее зрелище посторонних. Однако театрализованная читка киносценария комедийной мелодрамы «Белые росы» вызвала по меньшей мере любопытство. Никто и предположить не мог, что она станет одним из ярчайших впечатлений ушедшего августа. И не потому, что в театрах в это время традиционное затишье, а потому, что подошли исполнители читки к своему делу с душой.

Отдавая дань уважения, участники проекта не стремились повторить хрестоматийные образы народного фильма.

Как в капле утренней росы можно увидеть небо и весь окружающий мир, так и в культовом фильме «Белые росы» каждый раз во время просмотра мы находим нечто новое — потаенное и загадочное о белорусском характере, семейных отношениях, человеческой психологии… Уж сколько раз пересмотрена картина? А не устаревает.

Читка киносценария, открывшая новый для Минска проект «Киносцена», прошла в одном из кинотеатров столицы и была посвящена памяти автора сценария известного драматурга Алексея Дударева, ушедшего от нас так внезапно в этом году. Режиссером читки выступила молодой режиссер Нового драматического театра Минска Елизавета Машкович, чьи постановки «Водевили» по Чехову и «Дом Бернарды Альбы» по Ф. Г. Лорке — одни из самых популярных спектаклей в афише НДТ. В театрализованной читке приняли участие популярные актеры Нового театра Сергей Широчин, Василий Ницко, Богдан Карташов, Ксения Вайнилович, а также студенты Белорусской государственной академии искусств с курса педагога, заведующего кафедрой режиссуры, Виталия Котовицкого Степан Кравчук и Федор Песецкий.


Актер Сергей Широчин выглядел, может быть, чуть моложе того Федоса Ходаса, каким мы его привыкли видеть и каким воплотил его Всеволод Санаев… Но у опытного артиста есть индивидуальное отношение к материалу, свое понимание семейной темы, и оно угадывается в каждом жесте и слове. Пронзительной получилась Маруся у Ксении Вайнилович. Не пытался повторить интонации Бориса Новикова и Василий Ницко в роли вредного соседа Тимофея. Он же примерил на себя и роль разорителя семейного гнезда Мишки Киселя, тоже не подражая Станиславу Садальскому. Вообще, каждый из актеров пошел каким-то своим индивидуальным путем. Даже троица братьев — Васька (Степан Кравчук), Андрей (Федор Песецкий) и Сашка (Богдан Карташов) — получилась какой-то свежей, веселой и оригинальной. Формат читки действительно позволил актерам чувствовать себя легко и раскованно, они не пытались морщить лоб и драть глотку исключительно «по Станиславскому». Произошедшее «обнуление» дало энергию и яркий результат.


Да, в ключевые моменты, как, например, в сцене сватовства, на экране возникали кадры из шедевра Игоря Добролюбова. И это скорее выглядело как дань памяти авторам фильма и преклонение перед потрясающим актерским ансамблем. Творческая группа действительно не пыталась повторить гениальный фильм, а нашла собственную ироничную интонацию. Не обошлось и без интерактивных моментов: актеры смело выходили в зал и общались с публикой.
Подобный формат востребован сегодняшним зрителем. 
Так, в рамках проекта «Кино на сцене» в театре им. Ермоловой в Москве некогда читали сценарии комедийных шедевров «Покровские ворота», «Бриллиантовая рука», «Карнавальная ночь» и других. Теперь подобный проект появился и в Минске. Правда, в России идут дальше и смело переносят культовые названия на сцену. Так «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина в театре на Малой Бронной стали спектаклем «Дядя Лева», в «Балтийском доме» бьет рекорды посещаемости лирическая комедия «Девчата» по одноименной пьесе Бориса Бедного… Синтез искусств, переплетение стилей, за которым стоит прежде всего поиск адекватной интонации, которой бы сегодня поверил искушенный зритель.


Какое-то время назад в репертуаре Нового шел спектакль «Пес Белого острова» по пьесе Алексея Дударева. Если со временем в репертуаре появится спектакль «Белые росы», театр, мне кажется, только выиграет.


pepeljaev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter