Для социальной реабилитации осужденных и зависимых создадут новые условия

Принять руку помощи

Каждому оступившемуся в жизни нужно давать еще шанс. На людей с запущенной алкогольной или наркотической зависимостью эту аксиому предлагают распространить уже более года. И вот результат: силами заинтересованных инстанций, прежде всего Минздрава, МВД и Минтруда и соцзащиты, подготовлен принципиально новый для нашей страны документ, считает главный нарколог Минздрава Иван Коноразов. В нем эксперты шаг за шагом отследили большой круг реабилитации для тех, кто, потакая своим слабостям, выпал из общества, но хочет в него вернуться.



«Хочет» — слово ключевое. Увы, пока у «целевой аудитории» постановления слишком низка мотивация что–то действительно в своей жизни изменить. А раз нет горячего желания, то даже пресловутое кодирование не даст эффекта. Что уж говорить о новом месте в жизни — не каждый наниматель пойдет заблудшему навстречу, а если пойдет, то еще долго будет коситься: не ошибся ли? За первое полугодие в отделах по трудоустройству зарегистрировалось свыше 1.300 бывших обитателей ЛТП, но лишь процентов 30 получили работу. Не потому, что ее для них нет — нет самого стремления чем–то дельным наконец заняться. Хотя сегодня все службы перестраиваются с прицелом на то, чтобы всячески таким помогать: предлагать рабочие места, нет специальности — обучать, стимулировать к разумному сотрудничеству самих нанимателей... Четко медики очертили и алгоритм работы на местном уровне. Ее фронт, замечу, куда обширней, чем рисуют цифры официальной статистики: 165 тысяч стоящих на учете по поводу алкогольной зависимости, около 15 тысяч — с наркотической. Ясно, что не в меру «употребляющих» и соответственно медленно пикирующих на самое дно больше в разы. Как бы то ни было, Минздрав выстроил для них длинную цепочку, замыкающуюся на враче–наркологе, который в целом и будет оценивать адаптацию своего очень социально уязвимого пациента в обществе. С того дня, когда будет поставлен диагноз синдром зависимости, и до окончания курса лечения и медицинской реабилитации. Надо сказать, процесс этот небыстрый (скажем, на Западе он занимает от полугода до двух лет) и вовсе не гарантирует стопроцентного успеха. Хотя, конечно, при прохождении всех этапов шансы вновь обрести твердую почву под ногами гораздо выше. Тем более при наличии рабочего места. Ведь что показал анализ статистики правонарушений в одном из районов? Закон нарушают не столько «под парами», сколько от ничегонеделания: каждый третий попавший в поле зрения милиции нигде не учился и не работал.

Со своей стороны МВД намерено несколько переформатировать социальную адаптацию еще одной группы, совсем не привечаемой на рынке труда — бывших заключенных. Еще с прошлого года, по словам Сергея Аляшкевича, заместителя начальника управления надзорно–исполнительной деятельности, в работе проект закона, который предусматривает создание и комиссий по делам освобожденных, и центров адаптации по европейской модели. Заметьте, не домов временного пребывания, не «ночлежек», а полноценных структур, где работать с человеком станут комплексно и детально. Он же порой не то что пользоваться интернетом не умеет — пищу себе приготовить не в состоянии, настолько атрофировались за долгие годы заключения все базовые навыки. Вообще, проблемой социальной адаптации освобожденных МВД плотно занимается седьмой год. И результаты имеются. Если в 2010–м рецидивов было 50%, то сейчас — 38%. Более 6 тысяч рабочих мест забронировано в этом году для освободившихся из мест лишения свободы. А для тех, кто отбывает срок, с недавних пор открылись новые возможности. Скажем, дистанционное высшее образование: его получают уже 15 осужденных, еще с 12 заключаются договоры, плюс 10 представили все необходимые документы. Кстати, в Кодекс об образовании тоже предполагается внести важные изменения. Чтобы несовершеннолетние смогли закончить программу школы даже в стенах следственного изолятора.

Впрочем, любая комплексная программа для столь сложных когорт — не улица с односторонним движением. Дело государства — новые возможности предоставить, а вот воспользоваться ими, нет, даже схватиться за них — это уж зона ответственности самого человека. Без встречного порыва, готовности начать с чистого листа толка будет мало. И здесь тоже ожидаются новации. Отдельным пунктом в программе действий прописана дополнительная учеба психологов системы ДИНа и территориальных центров социального обслуживания населения, в том числе на базе БелМАПО. Достучаться до каждой души — это тоже особое искусство.

gabasova@sb.by

Фото admadvice.com

Советская Белоруссия № 187 (25069). Четверг, 29 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter