Принуждение к дружбе

О саммите НАТО

Хотя профессор Преображенский настоятельно не советовал этого делать до завтрака, я сегодня утром «полистал» иностранную прессу в интернете и узнал, что... Россия возвращается в Афганистан. Пока Москва участвует в антитеррористической кампании опосредованно: обучает афганских военных и полицейских, предоставляет коридор для натовской авиации и вроде бы даже согласилась выделить альянсу вертолеты Ми–17 для проведения операций в Гиндукуше. Однако сегодня западные СМИ задаются вопросом: «А не вернутся ли русские на улицы Кабула спустя 21 год после того, как ЦРУ помогло моджахедам в борьбе с советскими войсками?» Официальная Москва открещивается от подобных предположений — сложно представить, что они найдут поддержку в обществе, но все ответы должен дать ноябрьский саммит НАТО. Дмитрий Медведев, как сообщается, уже собирает чемоданы в Лиссабон.


Британская «Таймс», редактор которой в свое время утверждал, что ничто нельзя назвать новостью, пока соответствующая заметка не появится в его газете, уже даже обсуждает перспективы «возвращения русских в Афганистан» с местными жителями. «Русские хорошо относились к простым людям, но были очень жестоки к своим врагам, — сказал изданию 46–летний торговец Низамуддин. — Они не были похожи на эти войска, которые, с одной стороны, поддерживают своих врагов (намек на недавний скандал со взятками, которые американцы платили талибам за предоставление безопасного коридора для конвоев с провизией. — Прим. И.К.), а с другой — борются с ними. Люди по–прежнему пользуются зданием университета и многими другими зданиями, построенными русскими...»


Однако обозреватель другой британской газеты «Индепендент» Энн Пенкет не советует Москве идти на поводу у Вашингтона, который сегодня отчаянно нуждается в союзниках для доведения афганской кампании до победного конца. Барак Обама пообещал своим избирателям уже со следующего года начать выводить войска из этого сухопутного Бермудского треугольника, где иностранные армии пропадают со времен походов Александра Македонского. Если он не выполнит и это свое обещание, то тогда может даже не выставлять свою кандидатуру на следующих президентских выборах. Европейцы Обаме не помощники — они больше не хотят воевать, о чем красноречиво свидетельствуют планы Германии наполовину сократить свой бундесвер. Остается Россия. «Русские действительно стратегически заинтересованы в мирном Афганистане, не экспортирующем терроризм и наркотики на заднем дворе России, — пишет Энн Пенкет. — Я боюсь, что русские не смогут устоять перед сладкими песнями НАТО, и они вернутся в Афганистан, хотя советский опыт сравним с американским опытом во Вьетнаме».


Еще два года назад, после войны на Кавказе, все говорили о начале новой «холодной войны», а сегодня НАТО исполняет для России «сладкие песни». Соединенные Штаты отказались от своих планов создания противоракетного зонтика в Польше и Чехии. Альянс отверг идею приема в свои ряды новых членов вроде Украины и Грузии. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен говорит, что в Лиссабоне будет рассмотрен целый пакет соглашений, где все будет взаимосвязано: сотрудничество по Афганистану, вопросы разоружения, создание общеевропейской системы ПРО с включением в нее российских радаров — последняя инициатива, пожалуй, самая «ожидаемая сенсация» Лиссабонского саммита.


Кое–кто даже вслух начал размышлять о перспективе вступления России в НАТО! Таких революционных идей не обсуждалось, пожалуй, с 1991 года, когда в связи с исчезновением врага в лице Организации Варшавского договора логично встал вопрос о самороспуске альянса. Правда, потом этому военно–политическому блоку все–таки нашли применение — сначала на Балканах, потом в Афганистане. Несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачеву во время объединения Германии, альянс расширился на восток и вплотную приблизился к границам России. Удастся ли России и НАТО забыть негативный опыт прошлого?


Россия под давлением Запада отказалась от многомиллионного контракта на поставки комплексов С–300 в Иран. И, похоже, готова к переговорам по дальнейшему углублению своих связей с Североатлантическим альянсом. Глава российского МИДа Сергей Лавров уже передал в Брюссель проект соглашения «об основах новых взаимоотношений России и НАТО». Он предусматривает запрет на размещение «существенных боевых сил» на территории новых стран–членов. Российская сторона считает, что это повысит «уровень предсказуемости военной деятельности НАТО». Что это, если не начало переговоров? В альянсе намекают на то, что все возможно...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter