Принципы - кооперативные, подходы - рыночные (продолжение)

Все это свидетельствует о том, что в условиях усиления конкуренции...

(Продолжение. Начало читайте ЗДЕСЬ) 

Все это свидетельствует о том, что в условиях усиления конкуренции, в том числе и появления на наших традиционных рынках торговых сетей, происходит вытеснение кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным.

За январь—апрель 2010 года темп роста розничного товарооборота, включая оборот общественного питания, составил в сопоставимых ценах 107,7 процента к соответствующему периоду 2009 года при прогнозе 106—107 %.

Ниже прогнозных показателей сработали Гродненский (105,9 %) облпотребсоюз, а также 54 райпо, или 45,8 процента их общего числа. Пять райпо не вышли на уровень прошлого года. Это Кобринское (председатель правления райпо Воевчик Людмила Григорьевна), Копыльское (Полещук Светлана Александровна), Берестовицкое (Яхновец Виктор Николаевич), Щучинское (исполняющий обязанности председателя правления Волошик Ольга Михайловна) и Круглянское райпо (Кленовик Галина Федоровна).

В то же время Могилевский облпотребсоюз обеспечил темп роста 108,8 %, Гомельский — 108,9 %, а также 47 райпо превысили прогнозные объемы товарооборота. А, например, Гомельское горпо прогнозный показатель превысило на 9 процентных пунктов. Темпы развития в этом горпо составили 115 процентов. Итоги работы Гомельского горпо и других уже отмеченных мною кооперативных организаций свидетельствуют, что у нас нет предпосылок для сдачи позиций в крупных городах и областных центрах.

Такой разброс в показателях свидетельствует прежде всего о том, что не все руководители кооперативных организаций адекватно среагировали на особенности текущего момента и установки Правления Белкоопсоюза по организации стабильной работы с самого начала этого года. Ряд из них продолжают работать по инерции. Кое-кто откровенно пытается оправдать свою несостоятельность некими объективными и кризисными причинами. Должен прямо констатировать, что такая выжидательная позиция сродни социальной безответственности. Вместо энергичных упреждающих и адекватных времени действий наблюдается непозволительная раскачка. Вот конкретные факты.

В текущем году Витебский облпотребсоюз открыл лишь один торговый объект, в то время как Брестский — 7, Могилевский – 10.

В системе восстановлена работа 80 ранее закрытых магазинов. В то же время Брестским облпотребсоюзом восстановлена работа только 1 объекта при запланированных 5.

Активная работа по приобретению и установке современного холодильного оборудования проводится Минским облпотребсоюзом. Здесь приобрели 212 единиц оборудования, или 30 процентов его общего количества по потребкооперации в целом. Другие отстают.

Учитывая критику Президента Республики Беларусь, оптовый оборот за последние 6 лет развивался динамично и возрос в 4,4 раза (с 23 млрд. рублей в месяц в 2004 году до 102 млрд. рублей в 2009 году). Удельный вес поставки товаров с межрайбаз в розничном товарообороте райпо возрос с 10,4 процента до 26,8 процента. На развитие материально-технической базы оптовых предприятий направлено более 50 млрд. рублей.

За 4 месяца 2010 года Витебский облпотребсоюз не обеспечил положительную динамику в развитии оптового товарооборота (95,1 %). Среди оптовых предприятий ниже уровня аналогичного периода 2009 года сработали Витебская (86,9 %), Чашникская (93,2 %), Речицкая база (76,3 %) и Бобруйский торговый центр (98,4 %).

Продолжая тему торговли и общественного питания, просил бы руководителей кооперативных организаций еще раз самым тщательным образом рассмотреть, а главное, реализовать мероприятия, определенные в упомянутом постановлении Правления Белкоопсоюза от 27 января текущего года.

Все они носят оперативно-мобилизационный характер. Прежде всего это безотлагательная необходимость пересмотра ассортиментных перечней, обеспечение безусловной реализации плана продажи товаров, выполнение заданий по закупке продовольственных товаров, освоению инвестиций, открытию специализированных магазинов, фирменных отделов и секций, реконструкции универсамов, приобретению модернизированных автомагазинов.

Все это должно быть взято на повседневный контроль.

В общественном питании к таким мерам относится увеличение производства пользующейся спросом и высокодоходной обеденной продукции, кондитерских изделий. В магазинах кулинарии требуется постоянно поддерживать ассортимент, включающий не менее 100 позиций продукции.

Однако сохранить и укрепить позиции на потребительском рынке традиционными мерами нам не удастся. Поэтому нам необходимо срочно приступать к созданию торговых сетей потребительской кооперации, что предполагает:

— формирование единой системы сетевой торговли (единого бренда торговых сетей и товаров, производимых организациями потребительской кооперации, единых стандартов оформления торговых объектов, единых товарных матриц, единой логистической системы для торговой сети, оптимизацию коммерческих условий за счет централизованной закупки товаров, специализацию сетей);

— финансовое обеспечение (формирование механизмов объединения финансовых ресурсов для создания и развития кооперативной торговой сети);

— обеспечение маркетинговых решений (единая маркетинговая политика, единая система дисконтов).

При этом нам необходимо незамедлительно приступить прежде всего к созданию единой вертикали системы оптовых закупок и продаж товаров, что позволит исключить дублирование закупок, получить льготные условия, товарные кредиты, низкие цены за счет значительных объемов закупок и реализации единой сбытовой политики в торговой сети потребительской кооперации.

Для решения этого вопроса не нужны дополнительные финансовые ресурсы, а необходимо лишь принятие организационных мер.

Создание торговых сетей и начало этой работы с оптовых закупок и продаж товаров в потребкооперации позволит увеличить объемы продаж, в том числе сторонним субъектам хозяйствования, тем самым создавая условия для поддержания и развития менее эффективных торговых предприятий, имеющих социальное значение для небольших населенных пунктов и развозной торговли.

Основными задачами развития системы общественного питания являются:

— создание сетей общественного питания и оптимизация формата предприятий общественного питания в соответствии с тенденциями современного рынка;

— развитие производства кулинарных и кондитерских изделий, расширение рынков сбыта продукции за счет реализации через кооперативные и иные розничные сети;

— развитие специализированных объектов общественного питания, обеспечивающих организацию корпоративного, семейного, молодежного досуга с предоставлением широкого комплекса услуг, развлекательных и образовательных программ, а также предприятий типа «Фри-фло», практикующих приготовление блюд на глазах у посетителей;

— развитие сети магазинов «Кулинария» с созданием при них мини-пекарен, кондитерских, пирожковых цехов, вырабатывающих и реализующих широкий ассортимент собственной продукции;

— развитие сети придорожных предприятий общественного питания.

Заготовительная деятельность призвана, повторюсь, в первую очередь забрать всю товарную сельхозпродукцию и сырье у населения, своевременно рассчитаться с ним, обеспечить первичную переработку и направить полученную продукцию в кооперативную торговлю и на экспорт.

За отчетный период общие прогнозные показатели в заготовках вам были доложены. Они ежегодно выполнялись. Если в 2004 году населению было выплачено около 61,9 млрд. рублей, то в 2009 году –199,8 млрд. рублей, или в 3,2 раза больше.

За 2009 год к 2003 году потребкооперация увеличила закупки у населения фруктов в 3,6 раза, дикорастущих – 2,8 раза, лома черных металлов – 2,9 раза, грибов и макулатуры – в 1,2 раза.

Этому способствовали не только оправдавшие себя в прошлом формы и методы заготовительной деятельности, но и инновации в управлении отраслью. По самым различным направлениям совершенствовались технологии заготовок. Наряду с этим большое внимание уделялось созданию системы услуг посредством открытия сети центров по поддержке и оказанию помощи личным подсобным и фермерским хозяйствам граждан, центров кооперативных участков. Всего их имеется 1562.

Их деятельность направлялась на оказание всесторонней помощи сельским жителям. За анализируемый период населению реализовано 116 тыс. тонн комбикорма, более 7 тыс. тонн семенного картофеля, более 200 тыс. саженцев плодово-ягодных деревьев и кустарников, более 15 тыс. тонн минеральных удобрений, семян овощных культур и средств защиты растений на 14,7 млрд. рублей.

Для более полного охвата сельских поселений заготовками к ним ежегодно привлекались все сельские магазины, а это 9 тысяч предприятий, стационарная приемозаготовительная сеть (859 пунктов), порядка 900 штатных и более 2,5 тысячи внештатных заготовителей.

Для укрепления позиций потребкооперации в областных и районных центрах развивались городские рынки. На их реконструкцию и модернизацию затрачено 77 млрд. рублей. На 172 рынках создано 47 тыс. торговых мест, в том числе 7,8 тыс. для реализации сельхозпродукции. Установлено 3,6 тыс. единиц холодильного оборудования. Это в 1,6 раза больше, чем было в 2004 году.

Контроль за реализацией на рынках продукции осуществляют 105 лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, из которых 102 аккредитованы.

На этой, созданной в отчетном периоде, основе выполнялись прогнозные показатели и в январе—апреле текущего года, когда было закуплено продукции у населения на 55,5 млрд. рублей, темп роста — 154 % при прогнозе 110 %.

Вместе с тем из 18 контролируемых позиций закупки снижены по 13 позициям (72,2 %). В том числе по фруктам (83,9 %), мясопродуктам (86,1 %), молоку (83,2 %), макулатуре (90,4 %).

В анализируемом периоде не уделялось должного внимания развитию материально-технической базы заготовительной отрасли. Из 230 овощекартофелефруктохранилищ только 43 оснащены системой охлаждения. Это 18,7 процента. Только 22 камеры в 9 хранилищах прошли аттестацию Госстандарта.

Поэтому нам надо еще раз критически оценить положение дел по каждой кооперативной организации и по каждой заготавливаемой позиции. Особое внимание следует обратить на недопустимость убыточной работы в заготовках. В программах и мероприятиях Правления Белкоопсоюза заготовки должны решить ряд конкретных задач.

Прежде всего необходимо принять меры по развитию закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, а именно:

— организовать учет производителей сельхозпродукции, готовых участвовать в заготовительной деятельности и активизировать договорную работу с ними посредством мониторинга через сельские торговые предприятия;

— привлекать производителей сельхозпродукции к участию в заготовительной деятельности дополнительными преимуществами (льготы и дисконты в торговых предприятиях, поощрение наиболее активных участников заготовительной деятельности);

— оказывать помощь владельцам личных подсобных хозяйств в приобретении молодняка скота и птицы высокопородных качеств, семян и саженцев культурных растений;

— формировать заказ личным подсобным фермерским хозяйствам на выращивание сельскохозяйственной продукции;

— вовлекать в деятельность по сбору и сдаче дикорастущего сырья население, в том числе учащихся учебных заведений в период каникул.

Далее, необходимо усилить техническое перевооружение овощекартофелехранилищ, создать в каждом ресурсонасыщенном районе условия для заморозки дикорастущих ягод и грибов.

Следует продолжить работу по надлежащему обеспечению отрасли прессами, специализированным автотранспортом, погрузчиками, контейнерами по заготовке и переработке вторичных ресурсов.

Производство потребительских товаров. В последние годы рынок республики насыщен высококачественными, технологически современными товарами. В этих условиях потребкооперации стало по объективным причинам трудно сохранять и поддерживать на должном уровне созданный ранее широкий спектр небольших по мощности производств, которые зачастую экономически неэффективны, так как дублируют друг друга на рынках, создают внутреннюю конкуренцию и имеют низкий уровень технического и технологического обеспечения.

Поэтому Правление Белкоопсоюза для оперативного изменения ассортимента продукции, которая была бы востребована на рынке, проводило политику концентрации и специализации производств, их технологически инновационной модернизации.

Кооперативные колбасные цеха, например, переводились на выпуск высокорентабельных сыровяленых, сырокопченых, копченых колбасных изделий и копченостей. Поставка в кооперативную торговую сеть вареных колбасных изделий переключалась на мясокомбинаты Минсельхозпрода.

Такой подход позволил потребительской кооперации не только не допустить, а, наоборот, улучшить торговое обслуживание населения. За отчетный период реализация колбасных изделий и копченостей в системе возросла в 2,7 раза (в сложившихся ценах).

Нам пришлось закрыть 15 колбасных цехов производственной мощностью 22,5 тыс. тонн в год. Взамен было введено на 17,7 тыс. тонн новых мощностей.

Исходя из конъюнктуры рынка, подобные структурные изменения ассортимента продукции осуществлялись и по другим видам производств. В частности, в хлебопечении произведена замена 93 из 192 хлебопекарных печей на современные энергосберегающие.

Вместе с тем есть ряд позиций, где кооперативная промышленность чувствует себя достаточно уверенно.

За отчетный период производство мясных полуфабрикатов, например, возросло в 2,2 раза.

Введено в эксплуатацию 27 новых производств по выпуску потребительских товаров.

Правление Белкоопсоюза контролировало меры по повышению качества производимых потребительских товаров и недопущению нарушений технологии.

В настоящее время в потребкооперации внедрены 63 сертифицированные системы управления качеством, соответствующие требованиям международных стандартов (ИСО и НАССР). Хотя еще в 2005 году в потребительской кооперации их вообще не было.

Удельный вес новой продукции возрос с 1,2 процента до 5,5 процента, сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства — на 11,2 процента. Он составил 25,1 процента.

Главой государства в 2004 году было отмечено, что на объектах потребительской кооперации в 75 процентах случаев установлены различного рода нарушения технологий производства и санитарного состояния объектов. В 2009 году их удельный вес снизился до 12,8 процента.

Однако успокаиваться здесь не приходится. Показатель этот по-прежнему велик. У нас непочатый край работы и по другим вопросам кооперативной промышленности.

Мы не сделали должных выводов по реализации поручений главы государства, данных на прошлом общем собрании представителей членов Белкоопсоюза в части увеличения объемов производства. Так, в 2009 году снижены объемы производства к 2003 году хлеба на 21,3 %, колбасных изделий – на 52 %, консервов – на 50,6 %, безалкогольных напитков – 42,8 %, кондитерских изделий – на 16 %, рыбной продукции – на 42,9 %.

За 4 месяца нынешнего года темп роста производства потребительских товаров составил 107,3 процента при прогнозе, утвержденном Программой совершенствования деятельности потребительской кооперации, 104,7 процента.

Следует концентрированно использовать те ограниченные инвестиционные ресурсы, которые мы можем выделить на обновление производственно-технологической базы кооперативной промышленности. Зато никто не сдерживает нас в поиске заинтересованных инвесторов, включая иностранных, для совместного налаживания производств. При этом надо всегда иметь в виду решение и такого социально важного вопроса, как не просто сохранение, а расширение количества рабочих мест.

В этой связи Правлением Белкоопсоюза внесены соответствующие коррективы в программу развития кооперативной промышленности на 2010 год, направленные на производство востребованной на рынке и конкурентоспособной продукции.

Особое место в производственной деятельности потребкооперации занимает звероводство. Оно является важнейшей отраслью производства потребительских товаров, большая часть которых, наряду с дикорастущими плодами, ягодами и грибами, формирует основу наших экспортных ресурсов и валютных поступлений.

Поголовье самок, а это в основном норка, песец и соболь, в зверохозяйствах Белкоопсоюза достигло 167,8 тыс. голов, что составляет 131,6 процента к уровню 2004 года. Доля произведенной зверо

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter