Принцип трамвая

Рубрика "Стоп–кадр"
Две аварии произошли на столичной улице Я.Коласа с разбежкой в несколько дней, в трех сотнях метров одна от другой. Обе с трамваями: сначала с вагоном «не разъехалась» БМВ, потом — «Ауди». Оба ДТП случились в час пик, поэтому на рельсах тут же выстроились хвосты из десятка трамваев. Сотни людей томились в ожидании, опаздывали, нервничали.

Сколько подобных аварий было на этом же участке улицы неподалеку от Дома прессы за последние годы — даже не возьмусь сосчитать! Как сообщили мне в службе безопасности трамвайного депо, только в третьем квартале этого года в столице случилось 79 ДТП с трамваями, причем большинство — на отрезке от улицы Красной до Волгоградской.

Здесь всегда густой поток машин, а возле студгородка БНТУ дорогу перебегает молодежь. Здесь часто слышен резкий визг тормозов. И слишком часто (и неудачно, не взглянув назад) водители разворачиваются или поворачивают перед трамваем. Итог: смятая машина стоит поперек путей, на рельсах — хвост из вагонов.

Инспекторы ГАИ, зная особенность участка, приезжают быстро. Спешно проводят осмотр и составляют схему ДТП, с измерительной рулеткой лавируя между машин (рискуя, между прочим!). Но на полчаса как минимум движение стопорится.

Казалось бы, маршрут трамвая всегда предсказуем: по рельсам. За рычагами большинства вагонов сидят женщины, которые ведут их небыстро и, как правило, осторожно. Почему же именно разъездам машины с трамваем посвящено множество вопросов в экзаменационных билетах ГАИ? Считанные города Беларуси располагают трамваем, но эти варианты разъезда изучают даже деревенские водители!

Трамвай опасен не только высоким напряжением электропривода и большой инерционной массой. «Принцип трамвая» — это «принцип домино» наоборот. Стал один — стоят все. Но водители пренебрегают этим принципом, «подрезая» трамваи сплошь и рядом.

На улице Я.Коласа трамвайные маршруты (а их несколько) не дублируются ни троллейбусом, ни автобусом. Если затор долгий, толпы людей покидают вагоны и идут пешком. Интересно, а случались ли судебные иски по причине опоздания, которое нанесло серьезный ущерб (не обязательно материальный)? Инспекторы ГАИ, завершив работу на месте последнего ДТП, ответили мне: да, такая возможность законом предусмотрена, и прецеденты уже есть.

В Интернете на одном из форумов вижу обсуждение подобного случая: претензии за срыв графика движения предъявил водителю машины Минтранс. Обсуждают активно: виновник, сочувствующие, юристы... Нам это пока в диковинку. Хотя в иных странах это распространенная практика: виновник ущерба обязан его компенсировать хотя бы частично. Но могут и разорить.

У нас, конечно, по миру не пустят. Только в кошмарном сне может присниться, что опоздавшие пассажиры сложат потерянные человеко–минуты в тысячи человеко–часов и солидарно предъявят иск... Но если даже кто–то один докажет, что опоздание по вине незнакомого водителя привело к роковым последствиям, виновник ДТП может лишиться ощутимой суммы. Не думай о секундах свысока, водитель! Твой автомобиль — это не только твое частное дело.

Фото автора.

На снимке: типичная картина — поврежденная машина и... хвост из множества трамваев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter