Принцип обязательности

Как добиться выполнения поручений, которые даются высшими союзными органами

Как добиться выполнения поручений, которые даются высшими союзными органами

Алексей КУБРИН, заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства

Чем хороша такая форма взаимодействия, как семинар, – она не предполагает отчетные выступления, которые проводятся в рамках заседания комиссий, комитетов, подкомитетов, а дает возможность подискутировать.

Действительно, сегодня Союзное государство является таким международным образованием, а не организацией, которое обладает максимальным и наибольшим интеграционным потенциалом по сравнению со всеми существующими международными структурами. Здесь мы реально смогли достичь серьезных шагов в развитии единого правового поля. У нас нет границ и много других достижений, которые реализованы именно в рамках Союзного государства. В общем, и Таможенный союз сегодня развивается на основании тех документов, которые были разработаны совместно с ЕврАзЭС именно в формате Союзного государства.

Однако хотелось бы остановиться на тех вопросах, которые, с нашей точки зрения, требуют правового регулирования в рамках союзного законодательства. Уже говорилось, что в соответствии со статьей 62 Договора о создании Союзного государства предусмотрено принятие Конституционного акта, и здесь хотелось бы, чтобы мы с вами как-то определились и подумали, какую помощь мы может оказать друг другу, чтобы работа по этому документу приняла более планомерное направление.

Существует комиссия, которая почему-то финансируется за счет Посткома, но тем не менее считает себя составной частью Секретариата Парламентского Собрания.

Что делает эта комиссия, мы пока не может понять, хотя пытались с ней разобраться в течение полутора лет. Последним заключением Счетной палаты Постоянному Комитету Союзного государства рекомендовано прекратить действие этой комиссии, но Постком не обладает такими правами, постольку эта комиссия создана Высшим Госсоветом. По всей видимости, нам совместно с секретариатом нужно принять решение, либо эта комиссия будет работать и мы меняем ее состав на тех людей, которые хотят работать, либо мы должны что-то делать и представить документы по ее закрытию и тогда сформировать какие-то другие структуры, которые должны заняться Конституционным актом.

Далее в соответствии со статьей 59 договора предусмотрено, что с целью реализации актов, которые принимаются высшим руководством, должна быть создана национальная нормативно-правовая база. Указом Президента Республики Беларусь еще в 2001 году был выпущен соответствующий документ, а вот в России до сих пор такого документа нет. И это приводит к тому, о чем сказала Татьяна Николаевна. Вот вопиющий пример. В марте этого года принято решение ВГС определить приоритетные направления развития Союзного государства. Мы сразу же направили письма и обращения во все организации, но до сих пор всех ответов не получили. Национальная академия наук Беларуси все материалы предоставила еще весной, а российская академия – нет, хотя, казалось бы, во главе таких направлений деятельности должна стоять именно фундаментальная наука. Понятно, что мы вынуждены будем огласить соответствующую информацию на заседании ВГС.

Сегодня мы правильно говорили о союзной собственности. Было принято решение, даны поручения разобраться в кратчайшие сроки с этим вопросом. Причем поручение дано не Посткому, а Госкомитету Беларуси и Росимуществу совместно с Посткомом. Мы разослали проекты документов, сделанных в инициативном порядке, но опять ничего не получили. Неоднократно писали обращения, встречались с руководством этих структур, и только после поручения вице-премьера Игоря Ивановича Шувалова месяц назад Росимущество занялось этим вопросом. Насколько занялась этим белорусская сторона, я пока сказать не могу, поскольку информации у нас нет.

В наших с вами правах определиться по вопросу публикации документов Союзного государства. Они публикуются, но публикуются в необязательном порядке. Хотя, по идее, все официальные документы, которые принимаются в соответствии с Договором о создании СГ, должны выходить и в России, и в Беларуси в каких-то печатных изданиях, которые занимаются публикацией нормативных правовых документов.

Здесь уже говорилось о создания суда СГ, поскольку нам необходимо осуществлять правоприменительную часть контроля за теми решениями, которые есть. Ведь из-за отсутствия такого контроля мы попали в сложную ситуацию по собственности и по некоторым другим вопросам. Мы кусочно занимаемся развитием промышленности Союзного государства в рамках тех нормативных документов, которые принимаются на межведомственном уровне. Но ведь есть межправительственное соглашение 1999 года, которое определило порядок и необходимость формирования единой промышленной политики единого Союзного государства. Было наше обращение в Минпродторг России и в Минпром Беларуси, но постановление до сих пор не реализовано. Это опять-таки об обязательности выполнения тех поручений, которые даются высшими органами СГ.

Может быть, нам стоит отдельно рассмотреть, как обеспечить программный подход к решению всех вопросов. Давайте для себя, если это не делается на уровне министерств и ведомств двух государств, сформируем какую-то программу действий, какой-то временной программный график на год-два-три и будем его контролировать. Мы плотно и активно работаем с секретариатом, но сегодня мы фактически работаем в ручном режиме. Правильно ли это? По всей видимости, пора нам уже переходить на системную долговременную работу, потому что в ручном режиме мы решаем отдельные элементы. Сейчас поднят вопрос собственности, и мы им занимаемся, но стоит-то этот вопрос давно. Заговорили о промышленной политике, но и этот вопрос тоже давно стоит. А мы о них вспоминаем время от времени.

Как нам кажется, очень важно определить перспективы развития в рамках и нормативно-правовой базы, и взаимодействия по вопросам миграционной политики. Почему бы нам с вами не задуматься о визе Союзного государства по типу шенгенской визы? Если она выдается в Беларуси, она полностью работает в России, и наоборот. Имеет одинаковые права с теми ограничениями, которые могут касаться конкретного физического лица. Это серьезно подняло бы статус нашей работы, потому что иностранцам, приезжающим в Россию или Беларусь для решения деловых вопросов, иногда надо переместиться из одного государства в другое, но в рамках Союзного государства без национальной визы они этого сделать не могут.

И это только одно из направлений работы, о которых мы могли бы говорить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter