Принцип молотка

Почему участки под строительство недоступны для очередников

Марина ПерешеинаПочему участки под строительство недоступны для очередников


Подходил на днях к залу заседаний Могилевского горисполкома и думал: то ли время ненароком перепутал, то ли место. Вот–вот должен начаться аукцион по продаже земельных участков под строительство частных жилых домов. А за дверями — мертвая тишина. Будто торги могилевчане решили дружно проигнорировать. Но нет! Открываю дверь и вижу в зале человек 20. А молчаливы участники аукциона и их близкие, похоже, от напряжения. Еще бы! Кто–то через час уйдет отсюда счастливым обладателем заветных соток. А у кого–то надежды на тихое семейное счастье в комфортном коттедже разобьются с последним ударом молотка...


На аукцион, на который я пришел как зритель, город выставил 4 участка, расположенных хоть и на окраине города, но в престижном месте. Поучаствовать в торгах записались 9 человек. Самое интересное, что ни один из них не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Просто не прочь вложить деньги в особнячок. То, что людям со средним достатком на аукционе делать нечего, я понял сразу: кусалась даже стартовая цена. Она начиналась с 13 миллионов рублей за десять соток земли.


Первый лот, объявленный аукционистом, «ушел» почти за 22 миллиона с «хвостиком». Меньше чем за минуту стоимость будущей стройплощадки выросла почти в два раза. А последний кусок земли обошелся новому владельцу в почти 34 миллиона. Один из участников торгов приобрел сразу два участка.


— Рассчитывал вложиться в 50 миллионов рублей, — разоткровенничался он. — Хоть и получилось дороже на миллионов пять, но я доволен удачным вложением средств. Деньги обесцениваются, а недвижимость вообще и земля в частности только дорожают. Понадобятся средства — продам участки. Тем более что сейчас землю, купленную на аукционе, можно продать без строений.


С начала года в Могилеве прошло 6 аукционных торгов, на которые выставлялись участки для индивидуального строительства. Самый дешевый обошелся новому владельцу в 19 миллионов рублей. Всего же за 2 месяца город реализовал 11 кусков земли. Немного. Будет скоро гораздо больше: сейчас готовятся документы почти на 100 наделов земли.


Вот только многих могилевчан, как, например, Дениса Середина и Дениса Касперовича, эта перспектива уже не радует. Молодые люди собирались приступить к строительству коттеджей нынешней весной. Не один год ждали, когда, наконец, получат участки как нуждающиеся в жилье. В прошлом году им даже показали место, где можно будет строить дом. Очередники получили так называемые акты выбора земельного участка. В 2008 году горисполком должен был вынести решение — и все: процедура предоставления наделов завершилась бы. Но с 1 января изменились «правила игры» на земельном рынке. Теперь участок под индивидуальное строительство в областном центре можно приобрести лишь с аукциона. Вне зависимости от того, нуждается человек в жилье или нет. Для Середина, Касперовича, как и еще для полусотни могилевских семей, надежды на собственное жилье рухнули в одночасье. С их средствами на торги не придешь...


— На участке, который должен был стать моим, проведены изыскательские работы, на что я потратил около 700 тысяч рублей, — жалуется Денис Касперович. — А сколько времени ушло на согласования с пожарными, санслужбой, архитектурой — и вовсе вспоминать не хочется... Вышло, что и время, и деньги потратил напрасно...


И Середин, и Касперович говорили мне, что строительство индивидуального дома для них — единственно возможный способ решить свои жилищные проблемы. Коттедж, если возводить его своими руками, обходится дешевле городской квартиры. Теперь перспектива собственного угла отодвинулась на неопределенное время...


Еще больше не повезло жительнице Могилева Марине Перешиной. Узнав о том, в каком месте ей выделят участок, она тут же принялась за сбор документов. Когда почти все было готово к заключению договора с проектным институтом «Могилевгипрозем» на проведение изыскательских работ, Марина Николаевна приобрела блоки, цемент, арматуру, щебень. Потратила на все это не один миллион рублей. И... осталась ни с чем. Стройматериалы мертвым грузом лежат у родственников в гараже.


Ситуацию, в которой оказались могилевские семьи, еще недавно собиравшиеся строить себе усадебные дома, в землеустроительной службе — городской, и областной — официально комментировать отказались: таковы новые правила, их надо выполнять, а не обсуждать. Но в личных беседах «не под диктофон» чиновники сочувствовали людям, оказавшимся в незавидной ситуации и... обнадеживали, что, возможно, в законодательство будут внесены поправки, учитывающие их интересы. Ведь одно дело, когда участок под строительство нужен для того, чтобы вложить лишние деньги. И совсем другое — когда заветные сотки дают семьям крышу над головой.


Кстати


На заседании комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей Национального собрания председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов сообщил, что с 1991 года гражданам было выделено 38 тысяч земельных участков для строительства жилья. Но дома были построены только на половине из них. По мнению Георгия Кузнецова, жители Минска и областных центров должны приобретать земельные участки только на аукционах. Вместе с тем Госкомимущество предлагает разрабатывать планы их выделения вокруг крупных городов. Г.Кузнецов отметил, что после включения земельных участков в городскую черту половина их будет предоставляться нуждающимся, а остальные — уходить с молотка.

 

Фото автора.


На снимке: Марина Перешеина потратила не один миллион рублей на стройматериалы, но пока они лежат мертвым грузом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter