Возможен ли мир в Афганистане

Принцип меньшего зла

Прямые переговоры между афганским правительством и представителями движения «Талибан» могут начаться в ближайшие две недели. Проходить они будут на нейтральной территории, вероятно, в одной из европейских стран. Независимо от того, чем увенчаются эти переговоры, сам факт их проведения станет серьезным успехом для движения «Талибан», которое стремительно легализуется не только в качестве полноправного участника переговорного процесса, но и фактора международной политики на Ближнем и Среднем Востоке. 

Фото m.news.yandex.com

Талибы стали одной из первых исламистских группировок, заявивших о себе в последние десятилетия ХХ века. В свое время негласная поддержка «Талибана» со стороны США стала первым прецедентом, когда американцы задействовали против СССР откровенно реакционную радикальную религиозную группировку, которая даже на словах не пыталась поддерживать привычную западному уху либерально-демократическую риторику, и более того, отвергала западные ценности точно так же, как и советский социализм.

Поэтому после вывода из Афганистана советских войск «Талибан» тут же превратился в международного пария, однако дело уже было сделано — религиозные фанатики взяли под контроль почти всю территорию страны. «Талибан» установил в Афганистане жесткую идеологически мотивированную диктатуру, насаждавшую нормы шариата, уничтожавшую памятники культуры, не связанные с исламом, и налагавшую запрет на образование для женщин, а основой экономики стала наркоторговля. Поэтому ничего удивительного, что очень скоро режим «Талибана» стал неприемлемым и для соседей Афганистана, и для мировых лидеров.

События 11 сентября 2001 года и объявленный вслед за ними «крестовый поход» против исламского терроризма стали поводом для американского вторжения в Афганистан. Итог американской кампании, однако, оказался весьма неоднозначным. Американцы увязли в Афганистане, так и не сумев разгромить «Талибан», который довольно быстро оправился после первых поражений и вновь взял под контроль значительную часть территории страны. США были вынуждены смириться с этим противоречивым результатом, тем более что у «Талибана» нашлись влиятельные покровители в Пакистане (между прочим, ядерной державе), а интересы американцев вновь сместились на Ближний Восток — в Ирак и Сирию.

Выжив и консолидировавшись под ударами США, талибы постепенно приучили мир считаться с собой как со значимым и долговременным фактором в Афганистане, тем более что на фоне появившегося «Исламского государства» они начали восприниматься как меньшее зло, с которым вполне можно иметь дело.

В условиях, когда США не имеют сил, ресурсов и желания расправиться с «Талибаном», его так или иначе вынуждены учитывать в своих раскладах все заинтересованные игроки. Тем более интерес к территории Афганистана возрастает в связи с проектом газопровода ТАПИ, который должен связать месторождения Центральной Азии с потребителями в Пакистане и Индии. Значительная часть маршрута газопровода пролегает через территорию Афганистана, и без политической стабилизации в стране реализовать его невозможно. Учитывая, что разгром «Талибана» не состоялся, вполне закономерны попытки усадить официальное правительство и талибов за стол переговоров с целью побудить их к какому-то компромиссу.

По поводу возможности такого компромисса возникают большие сомнения, поскольку талибы остаются радикальной джихадистской группировкой, по природе своей не предрасположенной к «нормальной» политике. А это значит, что любой компромисс с ними рискует обернуться новой кровавой бойней. Учитывая, что переговоры с талибами будут проходить на фоне планируемого вывода американских войск из Афганистана, ситуация может выйти из-под контроля очень быстро. Так или иначе, американские войска в Афганистане выполняют определенную стабилизирующую функцию. Однако сегодня американцы не особенно заинтересованы в стабильности. Триумфальной победы у них не получилось, и дальнейшее пребывание в неспокойной стране приводит лишь к растрате сил и ресурсов. А поскольку Афганистан выходит в тыл основным евразийским конкурентам США — Китаю, России и Ирану, то дестабилизация вполне на руку Вашингтону. Вполне вероятно, что американцы хотят уйти из Афганистана, чтобы вернуться туда снова, но уже при совсем иных обстоятельствах и на других условиях.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter