35 лет фильму Леонида Нечаева «Не покидай» — одному из шедевров киностудии «Беларусьфильм»

Принц и роза

Год столетия белорусского кино — то самое время, когда стоит чуть более пристально вглядеться в знаковые произведения национального кинематографа. Одним из таких нашумевших шедевров, чья слава выплеснулась далеко за пределы БССР, стала кинолента «Не покидай»: трогательная сказка, снятая режиссером Леонидом Нечаевым, будила в зрителях только светлые чувства, а еще подарила Советскому Союзу незабываемый образ настоящего принца, по которому буквально сходило с ума все женское население одной шестой части суши.

Коллаж жанны апетенок.
 
Леонид Нечаев наполовину в шутку, наполовину всерьез сетовал, что в Москве все его считают белорусом, а в БССР периодически напоминают, что он москвич. В Минске он прожил почти 20 лет и снял за эти годы ряд потрясающих картин, ставших классикой детского кинематографа, включая всенародно любимого «Буратино». Тягу к сказкам, к историям для детей, в которых добро так или иначе побеждает, пусть даже ценой потерь, режиссер объяснял своим тяжелым детством — если бы не театральный кружок, в послевоенные годы он легко бы мог пойти по кривой дорожке. «Я — ребенок войны. Рос не в самом благоприятном районе Москвы, — рассказывал Не­­чаев. — Всякое было: и ларьки громил, и стащить мог то, что плохо лежало, попадал в милицию. Меня от судьбы моих друзей, которые отсидели, спас Дворец пионеров. А когда началась новая жизнь… понял, что детский зритель самый благодарный. К тому же мне казалось, что со сказкой редактуре будет труднее бороться».

В основу сценария фильма «Не покидай» легла пьеса Георгия Полонского по мотивам философской сказки Уильяма Теккерея «Кольцо и роза»: в центре повествования — волшебная голубая роза, вдыхая аромат которой, все говорят правду, а сюжет, на взгляд из сегодняшнего дня, напоминает классический сериал с потерянными детьми, поиском статусного жениха и любовными треугольниками. Вся история происходит в волшебном королевстве Абидония, где злодеи сменили власть, уничтожив королевскую семью и посадив на престол своих ставленников. Главные герои этой истории — подростки, юноши и девушки, вступающие в период взросления и переживающие свою первую любовь.

Причем Нечаев в свои фильмы приглашал чаще всего ребят с улицы: находить, видеть их в толпе — это был его особый талант. В «Не покидай» лишь одна героиня, капризная принцесса Альбина, сыграна Варварой Владимировой — дочерью Алисы Фрейндлих и режиссера Игоря Владимирова (девушка из кожи вон лезла, чтобы доказать: она чего-то стоит сама по себе, не только как ребенок знаменитых родителей). 
А вот немого поэта Патрика, оказавшегося в итоге принцем, Леонид Нечаев встретил в вагоне Минского метрополитена: «Я ехал в вагоне и вдруг увидел такого фактурного парня. Начал смотреть на него. Вдруг вижу, что он краснеет! Меня это так умилило. Потом я к нему подошел и предложил сниматься».
Десятиклассник Игорь Красавин вовсе не помышлял о карьере кинозвезды — собирался стать инженером, потому ответил решительным отказом. Однако парня все-таки уговорили сниматься. Актерских данных, кроме сказочной внешности, у него было немного, и сам он это прекрасно сознавал. «Игорь все-таки не актер, — говорил и Нечаев. — Когда я его привел и начались первые съемки, он был какой-то абсолютно деревянный... А потом, по сценарию, он взял в руки гитару и почувствовал-таки себя, наверное, настоящим принцем. Ну и присутствие на площадке таких актеров, как Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов, Вячеслав Невинный, как-то его раскрепостило. Его ведь все очень любили на съемочной площадке и относились к нему очень нежно и трепетно».

Другой принц, Пенапью, роль которого сыграл Артем Тынкасов, сумасшедшей красотой похвастаться не мог, но брал доброй наивностью и невероятным обаянием. У Леонида Нечаева вообще был принцип: с детьми не «работать», а позволять им нащупывать канву образа самостоятельно, демонстрируя свои естественные черты. Потому таким чудесным добряком выглядит принц Пенапью и таким ранимым романтиком — поэт Патрик: они просто сыграли самих себя.

Душой компании, человеком, объединяющим команду, на съемочной площадке был Вячеслав Невинный, которому досталась роль короля Теодора, — он без конца всех смешил, развлекал актерскими байками и вообще делал все, чтобы на площадке было уютно каждому.

«Не покидай» сняли очень быстро — за девять месяцев; для Нечаева, не любившего долго запрягать, это было в порядке вещей, он всегда работал именно так: по-горячему, не изводя окружающих бесконечными пробами и поисками. Часть съемок прошла в павильонах киностудии «Беларусьфильм» (здесь же изготовили и прекрасные костюмы, и трогательных кукол Жана Веснушки — их специально для фильма создавала художник Марина Грибанова), натурные съемки вели в Таллине, Закарпатье, Крыму.

Вышедший в 1989 году фильм презентовали на телеэкране: премьера прошла на Центральном телевидении в первом выпуске обновленной передачи «В гостях у сказки», получившей название «В мире сказок и приключений». 
«Я долго думал над причинами успеха этого фильма и понял, что главная заключается в его жанровой особенности — это романтическая сказка и в то же время жесткая динамичная драма. Юность, знаете, склонна к динамике... — рассуждал режиссер. — Да к тому же там великолепные песни. Это последний фильм, где я работал с поэтом Леонидом Дербеневым». 
Даже название картины в итоге было взято из строки песни, сочиненной композитором Евгением Крылатовым: «Лишь прошу, ни днем, ни ночью ты меня не покидай…», хотя сама композиция в первом прослушивании Нечаеву чудовищно не понравилась.
Популярность «Не покидай» — и в особенности главный герой в исполнении Игоря Красавина — приобрел мгновенно, да какую. «Когда вышел фильм, девчонки просто пищали. Это было сумасшествие, что творилось! По опросу журнала «Советский экран» Красавин занял второе место в актерском рейтинге, уступив только Харатьяну...» — вспоминал Леонид Нечаев.
Однако с актерской специальностью парень связывать судьбу не стал, выбрав жить обычной жизнью со своей семьей. И хотя юношу после премьеры наперебой зазывали в различные проекты, он неизменно отвечал отказом. «Наверное, ему не хотелось повторяться. Этого чувства здравого смысла и собственного достоинства часто не хватает некоторым представителям нашей киношной братии», — считал Нечаев. Но, несмотря на то что Красавин не сыграл больше никаких ролей, он так и остался самым прекрасным принцем советского кино…

К СВЕДЕНИЮ

«Не покидай» сопровождает печальная мистика: несмотря на то что по историческим меркам фильм снят совсем недавно (35 лет не возраст), почти всех мужских персонажей картины уже нет с нами. В 2009 году умер от диабета Вячеслав Невинный, через полгода после него аневризма сосудов головного мозга поставила точку в земном пути принца Патрика — Игоря Красавина… Еще через полгода не стало и создателя киносказки о голубой розе Леонида Нечаева. Альберт Филозов, сыгравший главного злодея — канцлера Давиля, скончался в 2016 году от онкологического заболевания. А милый, добрый принц Пенапью — Артем Тынкасов — ушел из жизни в 2021‑м, едва перейдя порог 50‑летия. Наверное, где-то там, за гранью бытия, все вместе они играют новую сказку…

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter