Примочки для души

Кому из нас не хочется, подобно тому самому Мюнхгаузену, лихо вытаскивать себя за косичку из трясины печалей и проблем? К чему, дескать, чужие советы — я сам себе хозяин. Так–то оно так, да вот не в сказке, а на практике проделать этот трюк ой как непросто. И очень часто и сильный, и слабый сталкиваются в конечном итоге у двери в один и тот же врачебный кабинет, причем с одинаковыми проблемами — депрессией или фобией, тревогой или повышенной раздражительностью, а то и серьезными невротическими расстройствами. Тысячи таких пациентов с «пунктиками» повидал на своем веку кандидат медицинских наук, врач–психотерапевт Дмитрий ДОНСКОЙ. Неужто правы пессимисты: мы живем в «эру невротиков»? С этого вопроса и начался наш с Дмитрием Ивановичем разговор о душе и по душам.

— Дело не в том, что невротиков много, а в том, что психотерапевт, по моему глубокому убеждению, в трудную минуту необходим любому человеку. Сейчас среди моих пациентов ярко выделяются две категории: пенсионеры и женщины, зависящие от мужа в материальном плане. Легче, как ни странно, переносят стрессы женщины, которые, на мой взгляд, больше склонны к внутреннему созерцанию. Мужчинам приходится тяжелее. И если раньше невротические расстройства встречались чаще у женщин, то теперь наблюдается паритет.

— Почему же?

— Думаю, это оттого, что женщины взяли на себя мужские функции, а сами мужчины, наоборот, постепенно теряют свое предназначение и становятся более «диванными».

— Разве, лежа на диване, можно нажить себе невроз?

— Еще как! Сознание существует, чтобы человек действовал. Вы знаете, что во время блокады Ленинграда ни у кого не случалось невротических расстройств? Потому что цель у людей была — выжить, работал инстинкт самосохранения. А почему сегодня возникают проблемы с психикой у пенсионеров? Они просто не знают, куда себя деть.

— Но нам столько лет говорили, что главный враг цивилизации, напротив, бешеный темп жизни и стресс!

— Если разобраться, стресс — вообще хорошая штука. Каждый стресс адаптирует нас к какой–то новой проблеме или ситуации. Другое дело, что стрессы иногда приобретают хронический характер. То есть нарушается сон, снижается работоспособность, как мы говорим, развивается «абыякавасць да жыцця». Тогда это уже «дистресс», тогда это уже очень опасно.

— Не идти же к психотерапевту, если у тебя просто нет настроения?

— Одно дело, если плохое настроение у вас 2 — 3 дня, максимум неделю. Но если дольше, если человека перестают интересовать семья, дети, работа, у него пропадает аппетит, а потенциал постоянно снижается — нужно уже искать причину. Впрочем, надо отдать должное невротикам: они люди чрезвычайно мнительные, тревожные и сами охотно ходят по врачам. Только не к тому единственному, который им действительно нужен.

— Не знают, к кому обратиться, или не хотят знать?

— А кому хочется признать, что у него, грубо говоря, едет крыша? Поэтому невротик находит в себе тысячу болезней делает всевозможные дорогостоящие анализы и обследования. А к нам попадает в последнюю очередь. У меня был пациент, который много лет жаловался на головную боль, у него нашли кучу болезней, лечили–лечили, но все без толку. На первом же сеансе я попросил его нарисовать свою боль, и он изобразил ее в виде собаки, которая вцепилась ему в затылок и в позвоночник. Тогда я предложил ему помириться с этой собакой. И вы знаете, буквально за один сеанс боль ушла! В этом идея той психотерапии, которую я проповедую: принять боль и подумать, что с ней сделать.

— Значит, невротики — не симулянты, как думают многие?

— Я никогда не назову невротика симулянтом, потому что знаю, в чем корень его беды. Возьмем, к примеру, самую распространенную сейчас проблему — кардиофобию, то есть человек постоянно жалуется на сердце, а ему никто не верит. На самом деле это у него способ защиты своего «я». Та же домохозяйка, не зная, как найти себе применение в семье, подсознательно пытается привлечь таким образом внимание мужа. Беда в том, что, защищаясь подобным образом, человек все больше углубляется в свои ощущения. У меня был один пациент — заслуженный мастер спорта по борьбе, великан под два метра ростом, который даже не мог положить в карман пиджака авторучку — говорил, что сразу сердце начинает ныть. И представьте такую картину: он, огромный, осторожно вышагивает вслед за хрупкой женой, которая тащит тяжеленные авоськи...

— Дмитрий Иванович, помогите тогда разобраться: все наши болезни от...

— ...от мыслей. У человека есть дурное качество — тянуть за собой из прошлого печаль, депрессию, дискомфорт... Кроме того, мы постоянно путаем потребности и желания. На самом деле потребности наши очень скромны — воздух, пища, крыша над головой. А вот желания... «Хочу машину», «хочу квартиру», «хочу, чтобы он меня любил», хотя это и нереально в данный момент. Отсюда и неврозы. Вы чего–то хотите и не получаете — тело сразу начинает бастовать, вот и болит то сердце, то желудок, то голова. Причем все сильнее и сильнее, потому что запросы–то растут. Строго говоря, вообще все наши проблемы из–за разума. Животным проще: если ситуация вышла из–под контроля, им надо или убежать, или наброситься на противника. У человека есть еще один выход — сдержаться. Мы сдерживаемся, когда, к примеру, на нас кричит начальник. Но все эмоции, что кипели внутри, все равно остаются, накапливаются, разъедают нашу психику...

— А вы предлагаете отплатить начальнику той же монетой?

— Зачем? Все давно уже придумано. В Японии изобрели чучела начальников, на которых можно выплеснуть злость, в Испании есть кладбища старых автомобилей, где за 50 евро тебе дают молоток и круши им все подряд, сколько хочешь. Лично я рекомендую мужчинам выбивать ковры — очень полезная вещь, чтобы выплеснуть эмоции.

— Многие думают, что психотерапевт — это врач для ленивых и слабохарактерных, которые лежат себе на кушетке и подпитываются чужой энергией...

— Ничего подобного. Кстати, в Америке классический психоанализ уже не в моде. Прошли те времена, когда люди по 15 — 20 лет ходили к своему психоаналитику, сейчас вся психотерапия краткосрочная — 7 — 12 сеансов, не больше. А суть моей профессии — научить человека пользоваться своими резервами. Дело в том, что, хотя на нас идет огромнейший поток информации, за единицу времени мы способны принять лишь малую ее толику, иначе давным–давно сошли бы с ума. «Излишки» откладываются в подсознании. Из него мы извлекаем то, что нужно в данный конкретный момент. Только почему–то большинство предпочитает проигрывать изо дня в день один и тот же сценарий — мол, у меня плохая память, у меня сегодня болит сердце, у меня плохой муж... Моя задача — вытащить из подсознания хорошие воспоминания. Человек вспоминает, работает над собой сам, я же время от времени просто «подливаю масла в огонь».

— Вы хотите сказать, что мы сами себе лучшие психотерапевты?

— Точно. Современная психотерапия — это прежде всего желание и вера самого человека. Ведь некоторые пациенты излечиваются только наполовину. А почему? Потому что не верят, что им это надо, не хотят выздоравливать, их жалобы, по большому счету, — подсознательная защита от домашних проблем.

— Дмитрий Иванович, посоветуйте нашим читателям: какой должна быть ежедневная «зарядка для души»?

— Думайте о хорошем, смотрите фильмы с хеппи–эндом, купите себе сборники анекдотов. Доказано, что смех — самый хороший доктор, благодаря ему организм вырабатывает изумительные гормоны — эндорфины и энкефалины, которые приносят блаженство и радость. А будет радость на душе, будет и радость в теле. Всем рекомендую также дыхательное упражнение под названием «вздох облегчения»: на вдохе говорите «мой организм», на выдохе — «исцеляющий механизм». Проделайте его несколько раз — и эти простые слова уже отвлекут ваше сознание от мучающих его мыслей. Вызывайте в теле приятные ощущения, а в душе приятные воспоминания — вот и вся «домашняя» психотерапия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter