Обзор самых интересных телепремьер эфира

Примите поэзию в дар

Два литературных имени на этой неделе охвачены вниманием телеканалов — Арсений Тарковский и Роберт Рождественский. Два разных почерка, два взгляда на мир. Тарковский — почти затворник, оставивший после себя немало загадок. Рождественский никогда не боялся публичности, выступал со стихами с эстрады, как и другие шестидесятники, трижды принимал участие в жюри Каннского кинофестиваля. Сказать, что один работал для эстетов, а второй для публики, было бы упрощением, в корне неверным. Природа таланта была у них разной. Трудно представить, чтобы Тарковский написал строку с призывом: «Позвони мне, позвони...» Наверное, окружающая действительность вдохновляла Рождественского на оптимистичные строки. Огромное количество жизнеутверждающих песен на его стихи написали композиторы Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Давид Тухманов и другие авторы. На стихи Тарковского песен написано меньше, в основном независимыми музыкантами. Из мейнстрима можно вспомнить композицию «Вот и лето прошло» Владимира Матецкого в исполнении Софии Ротару. В это воскресенье исполняется 110 лет со дня рождения Арсения Тарковского. Его имя сегодня на слуху. Оно неразрывно связано и с именем сына — всемирно известного кинорежиссера Андрея Тарковского (его 85–летие со дня рождения мы тоже отметили в этом году). К юбилею поэта телеканал «Культура» подготовил показ документального фильма «Даже имя твое не покидает меня» о малоизвестных эпизодах биографии старшего Тарковского. Юбилей Роберта Рождественского отметят эфиром программ «Больше, чем любовь» и «Романтика романса», в которой прозвучат песни на его стихи. Исполнят их в сопровождении оркестра театра «Геликон–опера» актеры Антон Эльдаров, Виктор Вержбицкий, Алексей Исаев и другие мастера актерского пения.

* * *


Также на канале «Культура» мое внимание привлек премьерный фильм–портрет «Гарик». Его герой — знаменитый российский актер, режиссер и педагог Гарий Черняховский, эмигрировавший в 1994 году в США. 80–летие со дня рождения актера Альберта Филозова, ушедшего от нас в прошлом году, отметят показом драмы «Тихоня» и передачей «Линия жизни». К 85–летию Изольды Извицкой на телеэкране знаменитая романтическая драма Григория Чухрая «Сорок первый». Не забыли и про уроженца Лепеля, режиссера любимых картин «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля. К 90–летию со дня рождения мастера в эфире программа «Острова» и показ фильма «Звезда пленительного счастья».

* * *


Наталья Варлей стала народной любимицей всего в 19 лет, когда снялась в картине Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Эта роль стала для нее и знаковой, и судьбоносной. Несмотря на то, что озвучила ее Надежда Румянцева, а спела про медведей в кино Аида Ведищева, Варлей стала кумиром зрителей на долгие годы. Гайдай увидел ее в цирке под самым куполом, та работала воздушной гимнасткой, и понял: она! Непрофессиональная актриса после триумфа в кино бросила цирк, с которого начинала свою профессиональную деятельность, и ушла в артистки. И уже в следующей роли в знаменитой картине «Вий» предстала совсем в другом амплуа.

В документальном юбилейном фильме «Наталья Варлей. Свадьбы не будет!» на телеканале ОНТ актриса впервые после долгих лет молчания даст откровенное интервью о своей жизни, кино, детях, внуке. Рассказать есть о чем. Первым мужем стал Николай Бурляев. Они поженились в 20 лет, но брак продлился только год. Вторым мужем Варлей был Владимир Тихонов — сын знаменитой актерской пары Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Этот брак стал для нее самым тяжелым и болезненным. О том, что молодой муж принимает наркотики, Наташа узнала на собственной свадьбе. Владимира не бросила. Стала за него бороться: водила по знаменитым врачам, отбивала у друзей–наркоманов. Ничего не помогло.

Параллельно с кино Наталья Варлей работала в театре имени Станиславского. Была занята в 13 спектаклях, переиграла всех лирических героинь. Но в какой–то момент ее стали выживать: многие завидовали успешной кинокарьере Натальи. Она не выдержала и ушла из театра. В середине 80–х поступила в Литературный институт им. А.М.Горького. Выпустила три поэтических сборника и записала диск с песнями на собственные стихи. (Впервые поэтический дар проснулся у актрисы в детстве.) В какой–то момент стала заниматься дубляжом: ее голосом заговорили Софи Марсо, Вероника Кастро, Катрин Денев. Сегодня Варлей успешно играет в антрепризах, а недавно села за мемуары. С удовольствием их почитаем!

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter